Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Шпаргалки по мировой экономике
1. Ценообразование в мировой торговле.
Как и во внутренней торговле, цены в международной торговле зависят от конкретной рыночной ситуации (соотношения спроса и предложения), однако здесь взаимодействует более широкий круг участников, влияющих на конъюнктуру и на изменение цен. В связи с этим проанализируем основные ценообразующие факторы в международной торговле: общеэкономические; конкретно-экономические; специфические; специальные; внеэкономические.
Общеэкономические факторы
—факторы, действующие независимо от вида конкретной продукции и конкретных условий ее производства и реализации. Иными словами, это факторы общей экономической среды, в рамках которой складываются и изменяются цены. К ним можно отнести: прохождение соответствующих фаз экономического цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем); соотношение совокупных спроса и предложения; динамику инфляции и т. д.
Конкретно-экономические
— определяемые особенностями данной конкретной продукции (данного товара), условиями ее производства и реализации.
Специфические
— действующие только в отношении некоторых (отдельных) видов товаров. К ним можно отнести: сезонность в производстве и реализации отдельных товаров (зимняя и летняя одежда или обувь); обязательная комплектность поставок отдельных товаров(машинотехническая продукция); гарантии и условия послепродажного сервиса и т. д.
Специальные
— связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов. Это касается форм деятельности государства в области внешнеэкономических связей. К ним можно отнести формы государственного регулирования в своей собственной стране, а также государственное регулирование за рубежом
Внеэкономические
— политические, военные, социальные факторы, прямо не относящиеся к экономике, однако оказывающие определенное воздействие на динамику цен в сфере международной торговли (война в Персидском заливе отразилась на ценах на нефть).
Влияние государства на внешнеторговые цены может носить как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.
В качестве форм воздействия государства на цены международной торговли можно назвать следующие:
- государство определенным образом регулирует внутренние цены и тарифы (например, на транспорт, электроэнергию) и тем самым оказывает воздействие на цены внешней торговли;
- государство может субсидировать (брать на себя определенную часть расходов) отечественный экспорт с целью его поддержки
- государство проводит соответствующую таможенную политику в области импорта;
- государство может устанавливать определенные ограничения, квоты во внешней торговле.
К формам прямого воздействия государства на цены внешней торговли можно отнести антидемпинговые меры и процедуры. Еще одним инструментом прямого воздействия государств на цены внешней торговли является налоговое регулирование. Примером является введение НДС которым облагаются (или не облагаются) некоторые экспортные и импортные товары, что отражается на внешнеторговых ценах на соответствующие товары.
Используется понятие мировых цен, под которыми понимают цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.
Основные характеристики мировых цен следующие:
1.они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте; 2.это — цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно сохраняющих свое ведущее положение на данных товарных рынках; 3.применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточено их производство и (или) торговля.
Рассмотрим вопрос об основных видах внешнеторговых цен.
Контрактные цены
—цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняются на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются.
Справочные цены
— цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, по каналам компьютерной информации. Существенное значение здесь имеют специальные ценовые справочники. Широкое развитие получил рынок электронных информационных услуг. Современные технологии позволяют получать доступ ко всем видам информации о ценах, которая накапливается в базах данных.
Биржевые цены
— цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. В основном это относится к торговле сырьем и полуфабрикатами. Биржевые цены очень оперативно отражают изменения, происходящие на рынке данного товара, поскольку биржевые котировки являются фактически ценами сделок именно в данный момент времени. они часто изменяются под воздействием спекулятивных факторов (до 90% сделок – спекулятивные).
Цены аукционов
— цены, складывающиеся в результате аукционных торгов. Данный вид международной торговли связан с торговлей пушниной, чаем, цветами, предметами искусства.
Аукционная торговля – это рынок покупателей. Существует еще и обратный процесс – торги (рынок продавца). Как правило, торги осуществляются на крупные инвестиционные товары, государственные заказы и т.д. Торги могут быть открытыми (участие принимают все желающие) и закрытыми (продавец формулирует условия и отбирает среди продавцов наиболее подходящего).
Цены статистики внешней торговли
— усредненные цены, публикуемые в различных национальных и международных справочниках. Поскольку это усредненные цены, то они не показывают конкретную цену конкретного товара. Они характеризуют общую динамику цен в международной торговле, складывающиеся при этом тенденции и могут использоваться как своеобразный ценовой ориентир при заключаемых внешнеторговых сделках.
2 «Плюсы» и «минусы» вступления России в ВТО.
В 1992 году Россия подала заявку на вступление в ГАТТ, затем начались переговоры с ВТО, которые продолжаются уже более 12 лет. Для вступления в ВТО Россия должна провести переговоры со всеми участниками. Помимо этого претендент обязан принять все обязательства, которые были заключены в рамках ГАТТ и ВТО.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Цели
присоединения к ВТО:
получение лучших в сравнении с существующими и не дискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в тч в банковск сфере;
создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Вступать в ВТО надо
, поскольку иначе Россия обрекает себя на дискриминацию своей продукции. Порядка 95% мировой торговли осуществляется в рамках этой организации, т.е. любая страна, принимающая участие в международной торговле вынуждена следовать правилам ВТО. Находясь за рамками ВТО, мы не имеем возможности влиять на формирование новых правил ВТО. Между тем, существует множество противников вступления России в ВТО, тк многие секторы российской экономики не обладают достаточной конкурентоспособностью. В результате дискуссий на эту тему были выработаны сл тезисы:
вступление в ВТО не приведет к резким качественным изменениям и не окажет катастрофического влияния на занятость;
Россия обладает территориальной инерционностью, т.е. удельный вес импорта в 49 регионах составляет менее 10%;
из 23 обследованных отраслей 8 обладают относительной нечувствительностью к либерализации, наиболее чувствительные – автомобилестроение, машиностроение, с/х машиностроение, электротехника, мясомолочная продукция, текстиль.
Другим фактором, оказывающим огромное влияние на российских производителей без всякого ВТО, является серый импорт. В то же время для машиностроения либерализация импорта – это благо, тк на сегодняшний день эта отрасль российской экономики не может удовлетворить потребности более, чем на 20-25%. А на многое оборудование, которое просто не производится в России, импортные пошлины были полностью отменены.
Следует отметить, что в ходе переговоров по вступлению России в ВТО нашей делегации удалось отстоять следующие важные пункты:
использование экспортных пошлин, которые в мировой практике применяются очень редко, но в России дают значительные поступления в бюджет (экспорт энергонисителей);
невозможность единовременного повышения внутренних цен на энергоносители до уровня мировых;
удалось добиться не присоединения к договору о беспошлинной торговле на авиационном рынке.
Нерешенным остается вопрос о дотации сельского хозяйства. После вступления в ВТО мы не сможем увеличивать дотации с/х. На сегодняшний день дотации составляют 2,5 млрд. долл. в год, в то время как российская сторона хочет заложить 10 млрд. долл. в год, поскольку полагает, что наше сельское хозяйство будет развиваться, что потребует больше инвестиций в него. В первую очередь, государственных.
После адаптационного периода в 7 лет средневзвешенный тариф на ввозимые товары может сократиться на 25-30%, что существенно, но даже после такого сокращения российский производитель не будет в достаточной мере защищен.
Сводить будущее России после вступления в ВТО только к либерализации рынка не верно. Следует учитывать влияние прямых иностранных инвестиции. Уже сегодня иностранные инвесторы владеют целым рядом крупных российских предприятий в бумагопроизводстве, связи и телекоммуникациях, автосборка...
От вступления в ВТО в значительной мере выиграет российская металлургическая промышленность, в то время как ТЭК ничего не выиграет, но и не потеряет.
Выгоды ВТО для потребителей
Понижение стоимости жизни. Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.
Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (напр, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни.
Более широкий выбор товаров и услуг. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование.
Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и косвенно снижает цены и повышает качество продукции.
Увеличение экспорта отечественной продукции, что повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.
3. Международное разделение труда.
Интернационализация хозяйства началась со сферы обмена. В эпоху первоначального накопления капитала локальные центры межотраслевой торговли преобразовались в единый мировой рынок. Система международного разделения труда сложилась в процессе конкурентной борьбы между странами. Система международного разделения труда - устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на мировой рынок. В основе международного разделения труда лежит международная специализация, которая предполагает наличие пространственного разрыва между отдельными стадиями производства или между производством и потреблением. МРТ может быть частичным или единичным. Интенсивность участия в МРТ определяется уровнем развития производительных сил. На МРТ оказывает влияние: различие в масштабах производства национальных экономик, ограниченные возможности разделения труда в рамках национальных экономик. МРТ повышает значение специализации национальных производств, ориентированных на мировой рынок. Степень развития МРТ определяется участием отдельных компаний в международном обмене.
Показатели участия в МРТ: доля экспортной продукции в общем объеме производства, объем внешней торговли по отношению к национальному продукту, роль страны в мировой торговле, внешнеторговый оборот на душу населения.
Степень включения страны в систему МРТ характеризуется долей экспорта в ВВП. Высокая степень кооперации сводит международную торговлю к согласованным поставкам товаром между кооперирующимися., подобная торговля выступает как предпосылка и момент самого производства. Объем внутринациональных и кооперированных поставок составляет 50 - 60% стоимости продукции во многих отраслях производства промышленно развитых стран. Более 30% товарооборота промышленно развитых стран приходится на взаимные поставки в порядке кооперации.
Факторы, способствующие специализации и кооперированию: развитие НТП, рост минимальных размеров производства, ускорение морального старения, что ведет к обновлению ассортимента промышленных изделий. Углубляющаяся специализация стран в международном обмене - обязательное условие ускорения промышленного и научно-технического прогресса. Компании получают прибыль благодаря снижению издержек производства в связи с ростом масштабности и серийности выпускаемых изделий. Экономия на масштабах производства - решающий фактор в росте специализации. При увеличении выпуска происходит снижение затрат, что связано с накоплением опыта, повышением технологического уровня, ускорением окупаемости капиталовложений в оборудование. Межотраслевая специализация сменилась внутриотраслевой. На усиление процесса специализации оказывает влияние обновление выпускаемой продукции. Внутриотраслевое разделение труда способствует все большему экономическому обмену между промышленно развитыми странами, близкими по уровню экономического развития. (77% импорта промышленно развитых стран обеспечивается за этот счет). Международная торговля способствует удлинению жизненного цикла промышленной продукции. Усиление МРТ ведет к росту доли внешней сферы в современной экономике: расширение торговли, рост экспортной квоты (14% в 90-х гг. по сравнению с 10,9 в 70-х гг.). Доля в МРТ промышленно развитых стран - 75%, развивающихся стран - 27%, переходных стран - 2,5%.
4 Тарифное регулирование внешней торговли
Тарифные методы
– косвенное принуждение, более прозрачны и являются наиболее распространенными и постоянно используемыми в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин. Именно их прозрачность становиться главным аргументом в пользу этого метода в ходе дискуссий в рамках ВТО о либерализации торговли и отмене нетарифных методов.
Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тарифа (ИТТ), который представляет собой систематизированный перечень (или номенклатуру) ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами, а также совокупность методов определения их таможенной стоимости и взимания пошлин; механизм введения, изменения или отмены пошлин; правила определения страны происхождения товара.
ИТТ включает в себя следующие позиции:
стандартный код товара (по международной классификации). В коде заложена информация о степени переработки товара, отраслевой принадлежности товара. Это основная информация;
наименование товара;
страна происхождения товара (есть нулевые пошлины для беднейших стран, преференциальные пошлины для развивающихся стран по стандарту ООН, наличие соглашения о режиме наибольшего благоприятствования со страной экспортером также влияет на размер пошлины)
ставка таможенного тарифа.
Активная часть ИТТ
— таможенные пошлины, являющиеся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза иностранного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).
В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные, экспортные и транзитные. При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее часто — экспортные и транзитные.
Виды пошлин:
адвалорные
пошлины
устанавливаются в виде процента от задекларированной стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товара (т. е. чем больше в нем добавленная стоимость). Этот тип наиболее прозрачен и приветствуется ВТО;
специфические пошлины
устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения товара (за тонну, баррель, штуку и т. д.);
комбинированные пошлины
представляют собой фактическую комбинацию двух указанных выше видов пошлин — адвалорной и специфической. На практике чаще всего используют этот тип пошлин.
В соответствии с направлением действия различаются преференциальные и дискриминационные пошлины.
Преференциальные пошлины
устанавливаются ниже минимального уровня с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.
Дискриминационные (повышенные) пошлины
, устанавливаются с целью воздействия на экспортеров соответствующих товаров или на соответствующие страны.
Среди дискриминационных пошлин различают: ответные, компенсационные и антидемпинговые пошлины.
Ответные пошлины
представляют собой реакцию на определенные негативные действия внешнеторговых партнеров, ухудшающие условия торговли.
Компенсационные пошлины
— реакция на субсидии экспортерам, предоставляемые правительствами их стран (например, государство берет на себя расходы в области научно-технических разработок по данным товарам). Эти пошлины устанавливаются с целью выравнивания условий торговли с партнерами.
Антидемпинговые пошлины
выступают как разновидность компенсационных пошлин. Они устанавливаются с целью противодействия демпингу, при котором фирмы-конкуренты реализуют свои товары по искусственно заниженным ценам. В результате принятия антидемпинговых мер цены выравниваются до уровня, считающегося нормальным. По правилам ВТО введение данной пошлины возможно только после антидемпингового расследования, в ходе которого экспортер может доказать обоснованность цены. Однако это достаточно сложно юридически.
Принципиальное значение имеет и вопрос о стране происхождения товара
, поскольку ставки таможенных пошлин во всех странах мира дифференцируются (различаются) применительно к различным группам стран. Сначала в стране устанавливается так называемая базовая ставка таможенной пошлины (она распространяется на страны, пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования).
Затем решается вопрос о других группах стран: товары из наименее развитых стран поставляются в данную страну, как правило, беспошлинно; из развивающихся стран — со скидкой (в России в 2001 г. эта скидка составляла 25 %), из стран, не пользующихся режимом наибольшего благоприятствования, — по увеличенным базовым ставкам (в России в указанный период—в 2 раза).
В целом можно констатировать, что таможенный тариф выполняет регулирующую функцию (оптимизация импорта/экспорта с учетом того или иного кура стратегического развития, в случае наличия такого курса), и фискальную функцию (в развитых странах она носит второстепенный характер, а удельный вес товарных пошлин в ВВП составляет от 5% до 10%, в России – 37%). Исходя из опыта развитых стран, можно сделать вывод, что все-таки основной функцией таможенного тарифа должна быть (фактически является в развитых странах) регулирующая.
5 Внешнеторговая политика стран с развитой рыночной экономикой
Внешнеторговая политика государства
— это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и (или) их группировками.
Помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений (интеграционных союзов и группировок, например внешнеторговая политика ЕС по отношению к третьим странам и к другим экономическим союзам и группировкам; ведущих транснациональных корпораций; в рамках федеративных государств — внешнеторговая политика субъектов федерации и др.).
Однако роль государства в области внешнеторговой политики имеет существенное значение. При этом его внешнеторговая политика тесно взаимосвязана с внутренней экономической политикой, составляя тем самым общую экономическую политику государства.
Стратегия внешнеторговой политики
состоит в определении ее целей и решении концептуальных, главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие законодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с касающимися только внешнеторговой политики.
Главная задача внешнеторговой политики
любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли. Помимо факторов, вытекающих из собственно национального экономического развития, здесь действуют и факторы интернационализации экономической жизни (развитие международного совместного предпринимательства, деятельность ТНК, тенденции глобализации мировой экономики и др.). Внешнеторговая политика должна учитывать как тенденции гармонизации международных экономических отношений, так и обострения международной конкуренции, все более отчетливо проявляющиеся в последние годы.
Двумя основными разновидностями внешнеторговой политики в настоящее время являются протекционизм и либерализация. Протекционизм
выступает как внешнеторговая (внешнеэкономическая) политика государства, направленная на всемерную и всестороннюю защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции (защитная функция протекционизма), а нередко и на развертывание и поддержку деятельности отечественного бизнеса по захвату внешних рынков — как страновых и региональных, так и конкретных товарных сегментов мирового рынка.
Аргументы протекционистов:
- защита отечественного производителя;
- нужно защищать молодые и перспективные отрасли,
- защищать надо слабые отрасли (старые);
- защищать надо стратегические отрасли.
Протекционистские методы ведут к самоизоляции, созданию барьеров и снижению стимулов к инновации. Для защиты есть другие способы, напр, валютная политика – один из эффективных защитных методов.
Либерализация
предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом.
Протекционизм и либерализация представляют собой определенные крайности внешнеторговой политики, в реальной же практике, реализуется комбинированный, компромиссный вариант политики, сочетающий элементы протекционизма и либерализации.
Тактический аспект внешнеторговой политики
государства связан с выбором и использованием соответствующих методов и средств внешнеторговой политики.
Государственное регулирование внешней торговли
Три уровня регулирования внешней торговли:
национальный уровень;
региональный уровень (субрегиональный);
глобальный.
В мировой практике развития и регулирования внешней торговли в течение длительного периода проявлялась и продолжает проявляться своего рода “обратно пропорциональная зависимость” — чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регулирования используется и тем больше интенсивность и “жесткость” их применения.
Во многих современных развитых странах на ранних стадиях формирования рыночной экономики практиковались весьма жесткие формы регулирования внешней торговли (в США — особенно в период после Гражданской войны и до первой мировой войны, в Японии — после второй мировой войны и т.д.). И только после достижения высокого уровня экономического развития и международной конкурентоспособности эти страны пошли по пути либерализации внешнеторгового регулирования.
Число мер государственного регулирования внешней торговли постоянно растет, поскольку в международный обмен вовлекаются все новые продукты различных сфер экономической деятельности (товары, услуги, объекты интеллектуальной собственности, капитал). Это предполагает необходимость использования более широкого круга средств и инструментов, позволяющих эффективно ограждать национальную экономику от негативного влияния внешних факторов, содействовать укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.
Методы регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные
и нетарифные
.
В настоящее время методы регулирования внешней торговли в соответствии с международными классификациями делятся на 8 основных групп:
тарифные методы;
паратарифные методы;
меры контроля за ценами;
финансовые меры;
методы количественного контроля;
автоматическое лицензирование;
монополистические меры;
технические барьеры.
6. Международная торговля лицензиями и «ноу-хау».
В большинстве стран новые технологии защищаются 1 или несколькими правовыми инструментами – патентами, лицензиями, копирайтами (право воспроизведения), товарными знаками.
Формы передачи технологий:
1.Патентное соглашение. 2.Лицензионное соглашение – разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию. 3.Ноу-хау – предоставление технического опыта и секретов производства, использование которых обеспечивает определенные преимущества 4.Инжиниринг – предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования оборудования. 5.Передача технологий на коммерческих условиях между странами в рамках соглашений о промышленном сотрудничестве, научно-технич. и производственной кооперации, инвестиционном сотрудничестве. 6.На некоммерческой основе – передача технологий в форме выставок, научных конференций, обмена в публикациях.
Основная форма передачи технологий – лицензионная торговля. Виды лиценз. платежей
:
Роялти – периодич. отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения, зависящие от размера прибыли. Паушальный платеж – зафиксированный в соглашении единовременный платеж, не связанный во времени с фактическим использованием лицензии. Участие в прибыли – отчисления в пользу лицензиара части прибыли, полученной от коммерческого использования технологий.Участие в собственности – передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за лицензию.
Государственное регулирование МПТ может быть вызвано рядом причин:
1.стремление удержать технологическое лидерство;
2.соображение нац. безопасности. Гос. контроль направлен на предотвращение попадания технологий производства вооружений и технологий 2-го назначения в страны, правительства которых проводят враждебную политику;
3.условия МН соглашений.
Прямое гос. регулирование вывоза и ввоза технологий осуществляется органами экспортного контроля методами таможенного и пограничного контроля.
Косвенное регулирование – через систему гос. регистрации патентов и торговых знаков. В некоторых случаях для получения права экспортировать тот или иной технологически емкий товар требуется специальное разрешение правительства.
7 Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой.
В 2006 году российский экспорт составлял 302 млрд. долл., а импорт – 137,5 млрд. долл. Таким образом, мы имели положительное внешнеторговое сальдо в 164,5 млрд. долл., что считается достаточно большим. Печальным осттается факт – в российском экспорте сырье и полуфабрикаты составляют 85% с тенденцией к увеличению. В то же время удельный вес машин и оборудования во внешней торговле снижается, составляя 5,8% в страны СНГ и 3,5 в страны дальнего зарубежья. Доля же России на международном рынке высокотехнологичных товаров и услуг и того меньше – 0,3-0,8%.
Россия переживает бурный рост, как экспорта, так и импорта, причем экспорт растет исключительно за счет повышения цен на энергоносители, а импорт – за счет физического увеличения, что считается опасной тенденцией. В этой связи Россия – нетто экспортер услуг (покупает больше, чем продает).
Повышающийся российский импорт обусловлен, кроме всего прочего, динамикой курса рубля (укрепление) и ростом платежеспособного спроса как физических, так и юридических лиц.
От внешней торговли в российский бюджет поступает до 37% всех средств. При этом основными внешнеторговыми партнерами России являются страны дальнего зарубежья с удельным весом всего внешнеторгового оборота в 85,3%. Главные партнеры России – страны ЕС (ЕС-25), на которые приходится 52% внешнеторгового оборота России. Страны СНГ занимают всего 14,8% с тенденцией к снижению.
Места среди российских внешнеторговых партнеров распределились следующим образом:
Германия - Основной объем экспорта в Германию составляли топливно-энергетические товары - 85.2% от общего объема экспорта в эту страну. В структуре импорта из Германии преобладала машиностроительная продукция - 56.3% от общего объема импорта из Германии.
Голландия - В числе наиболее перспективных отраслей российско-голландского сотрудничества выделяют энергетику, нефтехимию, транспорт, связь, объекты высоких технологий и ресурсосберегающие проекты.
Италия;
Украина - Товарооборот между странами составил в прошлом году около $8,6 млрд. Большая часть украинского экспорта - это продукция черной и цветной металлургии (30%), в частности трубы и металлопрокат, различные комплектующие для предприятий машиностроения и ВПК (24%), продовольственные товары (17%) и продукция химической промышленности (16%).
Китай - В структуре экспорта в Китай преобладали топливно-энергетические товары (17.7% от объема экспорта в эту страну), черные металлы (15.4%), древесина и изделия из нее (10.7%), а в импорте из Китая - электрические машины, оборудование и аппаратура (16.2%), обувь (8.2%).
США – 3,5% - Компании США занимают одно из первых мест, среди тех, кто инвестирует в российскую экономику. Основная часть прямых американских инвестиций приходится на топливно-энергетический комплекс России.
Япония – 2,8%.
8 Понятие прямых и портфельных инвестиции.
Следует различать содержательный
и статистический
момент в определении прямых и портфельных инвестиций.
В содержательном смысле прямые
инвестиции – это долгосрочные вложения нерезидентов в экономические объекты за рубежом. Прямой инвестор вкладывает в экономику другой страны в расчете налаживания эффективной деятельности приобретенного предприятия в расчете получения прибыли от предприятия.
Основные признаки прямых инвестиций:
долгосрочность;
консервативность (тяжело приходят и уходят);
Статистически прямые
инвестиции – это инвестиции, доля которых в капитале инвестируемого предприятия не менее 10%, что обеспечивает инвестору контроль над предприятием.
В российском законодательстве также к прямым инвестициям относятся инвестиции в предприятие от 10% его стоимости. В действительности только владение крупным (контрольным) пакетом акций может дать реальный контроль над предприятием, который необходим для налаживания эффективной работы и получение дохода от инвестиций.
Формы прямых инвестиций:
приобретение акций
построение предприятия с нуля
слияние и поглощение
Главными игроками на поле прямых инвестиций являются ТНК. Мотивы их вложения денег в те или иные предприятия многообразны и их следует рассматривать в комплексе. Мотивы ТНК:
снижение издержек (в первую очередь трудовых);
освоение новых рынков (продолжение экспортной стратегии по освоению рынка изнутри);
использование более благоприятных условий ведения бизнеса по сравнению со страной происхождения (налоги, административные барьеры и прочее);
приближение к источникам сырья;
максимизация и стабилизация прибыли («сороконожка и человек на ходулях»: ТНК хочет стать сороконожкой в разных регионах, странах).
Крупнейшими получателями прямых инвестиций являются развитые страны. В 2006 им досталось 500 млрд. долл. инвестиций, 340 млрд. долл. получили развивающиеся страны. Крупнейшими получателями среди развитых стран были США и Великобритания. Китай по этому показателю вышел на уровень с США и получает 50-60 млрд. долл.
Принято считать, что прямые инвестиции выгодны, поскольку это долгосрочные, стратегические вложения, они не дестабилизируют финансовую ситуацию на рынке, носят созидательный характер и сопровождаются приходом высоких технологий и управленческого опыта (менеджмента).
Однако не нужно питать особых иллюзий в этом отношении. Во-первых, не факт, что с приходом прямых инвестиций, придут новейшие технологии. Как правило, это будут вчерашние технологии, плюс дробление производства. Во-вторых, прямые инвестиции в последнее время осуществляются путем слияния и поглощения, т.е. меняется собственник без прихода новых технологий.
В России отношение к иностранным инвестициям двоякое. С одной стороны предприниматели хотели бы получить дополнительные средства для развития бизнеса. С другой стороны, мало кто хочет делиться с инвестором управлением над предприятием. Поэтому российский бизнес предпочитает не инвестиции, а кредиты в иностранных банках, в силу их большей привлекательности по условиям.
Портфельные инвестиции
– это краткосрочные вложения в финансовой форме.
Исходя из определения, если прямые инвестиции могут быть в различных формах, то портфельные – только в финансовой форме, через покупку облигаций, акций и т.д.
Портфельный инвестор отличается от прямого тем, что он имеет меньше 10% и не претендует на управление предприятием.
Отличие логики портфельного инвестора заключается в том, что ему все равно во что вкладывать. Его интересует только динамика курса акций данного предприятия. Его расчет на то, что он получит прибыль от повышения капитализации данной компании.
На прямых инвестициях в основном специализируются ТНК. На рынке портфельных инвестиций, как правило, оперируют банки или их инвестиционные подразделения, а также инвестиционные фонды (паевые), хеджевые фонды, пенсионные фонды.
Недостаток портфельных инвестиций заключается в том, что они носят краткосрочный, спекулятивный характер, который может дестабилизировать финансовый сектор страны. Они быстро приходят и быстро уходят.
При этом портфельные инвестиции являются и важным инструментом повышения капитализации фондового рынка любой страны. Портфельные инвесторы просто необходимы для развития фондового рынка. Это также важный источник финансирования инновационного развития (в форме венчурного капитала).
Портфельные инвестиции, ко всему прочему, выступают и в роли важнейшего источника финансирования бизнеса на рынке государственных, региональных и, прежде всего, корпоративных облигаций.
В ряде случаев портфельные инвестиции – это не всегда краткосрочные инвестиции. Например, пенсионные фонды делают инвестиции не очень часто, стараясь вкладывать в надежные предприятия.
Из вышесказанного можно сделать простой вывод, что нет хороших или плохих инвестиций, есть специалисты, которые не умеют с ними работать. Поэтому нам просто необходимо учиться работать с любыми деньгами, и с короткими, и с длинными.
9. Торговля России и европейских стран.
В 2006 году российский экспорт составлял 302 млрд. долл., а импорт – 137,5 млрд. долл. Таким образом, мы имели положительное внешнеторговое сальдо в 164,5 млрд. долл., что считается достаточно большим. В российском экспорте сырье и полуфабрикаты составляют 85% с тенденцией к увеличению. В то же время удельный вес машин и оборудования во внешней торговле снижается, составляя 5,8% в страны СНГ и 3,5 в страны дальнего зарубежья. Доля же России на международном рынке высокотехнологичных товаров и услуг и того меньше – 0,3-0,8%.
Россия переживает бурный рост, как экспорта, так и импорта, причем экспорт растет исключительно за счет повышения цен на энергоносители, а импорт – за счет физического увеличения, что считается опасной тенденцией. В этой связи Россия – нетто экспортер услуг (покупает больше, чем продает).
Повышающийся российский импорт обусловлен, кроме всего прочего, динамикой курса рубля (укрепление) и ростом платежеспособного спроса как физических, так и юридических лиц.
От внешней торговли в российский бюджет поступает до 37% всех средств. При этом основными внешнеторговыми партнерами России являются страны дальнего зарубежья с удельным весом всего внешнеторгового оборота в 85,3%. Главные партнеры России – страны ЕС (ЕС-25), на которые приходится 52% внешнеторгового оборота России. Страны СНГ занимают всего 14,8% с тенденцией к снижению.
Места среди российских внешнеторговых партнеров распределились следующим образом: 1.Германия - Основной объем экспорта в Германию составляли топливно-энергетические товары - 85.2% от общего объема экспорта в эту страну. В структуре импорта из Германии преобладала машиностроительная продукция - 56.3% от общего объема импорта из Германии. 2.Голландия - В числе наиболее перспективных отраслей российско-голландского сотрудничества выделяют энергетику, нефтехимию, транспорт, связь, объекты высоких технологий и ресурсосберегающие проекты. 3.Италия; 4.Китай - В структуре экспорта в Китай преобладали топливно-энергетические товары (17.7% от объема экспорта в эту страну), черные металлы (15.4%), древесина и изделия из нее (10.7%), а в импорте из Китая - электрические машины, оборудование и аппаратура (16.2%), обувь (8.2%). 5.США – 3,5% - Компании США занимают одно из первых мест, среди тех, кто инвестирует в российскую экономику. Основная часть прямых американских инвестиций приходится на топливно-энергетический комплекс России.6.Япония – 2,8%.
10 Нетарифные методы регулирования внешней торговли.
Нетарифные методы
представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взымаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся прежде всего налог на добавленную стоимость и акцизы.
К методам нетарифного регулирования относятся:
- количественные ограничения в форме квотирования (могут быть сезонными, постоянными и т.д.);
- лицензирование ввоза/вывоза товаров;
- «добровольное» ограничение экспорта;
- монополистический метод, когда государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще, или только на внешнюю торговлю ими. Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государство определяет государственную компанию;
- использование различных стандартов (технических, экологических, ветеринарных и т.д.) – очень трудно определить грань между разумным и неразумным применением, поэтому активно используется;
- некоторые валютные ограничения (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций);
- валютно-финансовый регулятор вводится не для регулирования экспорта/импорта, однако он оказывает на них непосредственное влияние. Упомянутый метод заключается в повышении/понижении курса национальной валюты; изменение учетной ставки (повышение ставки влечет приток капитала в страну, в результате повышается курс национальной валюты).
В некоторых странах имеются весьма специфичные формы нетарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта, сбор на охрану окружающей среды, сбор при ввозе в страну пластиковых контейнеров (решение проблем по экологии), налог на защиту растений, сбор на борьбу с мусором (бутылки и банки из-под пива и безалкогольных напитков) и др.
Нетарифные методы, как правило, официально не связывают с целями регулирования внешней торговли (как, например, таможенные пошлины), однако их воздействие нередко оказывается весьма существенным.
Индикатором степени либерализации рынка принято считать уровень средневзвешенной таможенной пошлины, т.е. уровень номинальной пошлины. Это не совсем верно, поскольку номинальная пошлина не отражает реальной картины. Это объясняется тем, что номинальная пошлина учитывает только адвалорную пошлину без учета специфических пошлин, нетарифного регулирования и эффективной таможенной пошлины, которая рассчитывается по-другому.
11. Торговля России и стран СРГ.
В результате распада существовавших мировой социалистической системы хозяйства и Советского Союза Россия заняла ныне своего рода промежуточное положение между наиболее продвинутыми в экономическом отношении и развивающимися странами. Распад СССР - ощутимые геополитические потери и заметные осложнения во взаимодействии ее с мировым сообществом. На протяжении четырех послевоенных десятилетий Советский Союз рассматривался, как развитая в экономическом и научно-техническом плане держава, обладающая разнообразными и значительными сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами. В этот период по совокупному экономическому потенциалу и абсолютным размерам ВВП СССР находился на второй позиции в мировой «табели о рангах» после США. По ряду показателей – объем ВВП на душу населения, производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве, качество жизни, степень включенности в мирохозяйственные связи, структура экспорта – СССР заметно отставал от уровня группы промышленно развитых государств.
В качестве «наследства» от СССР РФ ныне располагает значительной частью его территории, экономического потенциала и внешнеэкономических связей, а параллельно – имеет комплекс присущих прежнему периоду социально-экономических проблем (достаточно слабая обеспеченность России продовольствием, готовыми изделиями производственного и личного потребления и т.д.).
Постепенно продвигаясь к формированию экономики рыночного типа, Россия в условиях растущего воздействия рыночных факторов на производство и поведение хозяйствующих субъектов не смогла добиться пока радикального улучшения своего социально-экономического положения. Своего рода кризисный характер нынешнего состояния, недочеты в экономическом развитии страны в 90-е годы и привели Россию к занятию промежуточной позиции в мировой иерархии между промышленно развитыми и развивающимися странами.
Определенные перспективы развития экономики страны связаны с тем, что на российской территории находятся значительные запасы разнообразных и наиболее ценных видов полезных ископаемых (нефть, газ, руды различных металлов и т.д.), удалось сохранить в стране мощный научно-технический потенциал, значительные интеллектуальные ресурсы, а также сравнительно высокий общеобразовательный и культурный уровень большей части населения. РФ должна быть в состоянии подойти к новой стадии - ликвидации разнообразных препятствий, мешавших более полно масштабному вовлечению ее в процессы интернационализации хозяйственной жизни, систему международного разделения труда.
РФ является крупнейшим производителем топливно-сырьевых ресурсов (природный газ, уголь, нефть, железная руда, сельскохозяйственные угодия). Негативное влияние на уровень конкуренции РФ оказывает глубокий кризис, поразивший большинство отраслей экономики. Сложная демографическая ситуация, возникла и развивается безработица. Сдерживающим фактором экономического развития РФ является внешний долг. Наблюдается отток капиталов из России. Сокращаются объемы капитальных вложений.
За последнее время основными партнерами России являлись германия, Франция, Италия, Нидерланды, Финляндия, Япония, Великобритания. Удельный вес экспортно-импортных операций РФ со странами ближнего зарубежья приходится на Украину, Белоруссию и Казахстан. В настоящее время – Россия играет ведущую роль в интеграции стран СНГ. На неё приходится около 80 % ВВП и 2/3 промышленного производства содружества и около 50% сельскохозяйственного производства. Сотрудничество со странами Юго-Восточными странами.
В настоящее время развиваются динамичные субрегиональные интеграционные процессы по границам России, происходит налаживание связей стран СНГ с третьими странами, освоение национальных рынков стран СНГ транснациональными компаниями. При этом зачастую сотрудничество с западными фирмами направлено на снижение зависимости от поставок продукции из России. Но внешнеторговые отношения Содружества более развиты с Россией, чем со странами третьего мира (страны – активные участники сотрудничества с Россией: Белоруссия, Молдова, Украина). Россия, Украина, Беларусь, Казахстан имеют достаточно развитые национальные хозяйства с высокой долей обрабатывающей, машиностроительной промышленностью, диверсифицированную отраслевую структуру производства. Другие страны Содружества – развивающиеся страны, аграрно-сырьевая структура экономики с высокой долей добывающих отраслей и первичной переработки сельскохоз. и минер. сырья. В значительной части своего они выступают по отношению друг к другу на внешних рынках как конкуренты (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан).
В течение 1994-2003 гг. государства СНГ образовали несколько региональных объединений различного типа, ориентированных на углубление экономического взаимодействия между странами. Это: Евразийское экономическое сообщество («Таможенная пятерка» - Белоруссия, Казахстан, Россия, Киргизия, Таджикистан), Союз России и Белоруссии – Союзное государство, Единое экономическое пространство – формат четырех (Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина), Центрально-азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Кыргызская Республика, Узбекистан).
12 Понятие вывоза капитала в МЭО.
История вывоза капитала восходит к середине 19 века. Первоначально это был ссудный капитал – 30-е годы 19 века. Со второй половины 19 века начался вывоз в форме прямых инвестиций (это долгосрочные вложения нерезидентов в экономические объекты за рубежом), что было обусловлено появлением первых ТНК, которые работали в тогдашних колониях.
До I мировой войны рост вывоза капитал опережал рост торговли. Эта тенденция продолжалась вплоть до сегодняшнего дня. На сегодняшний день рост темпа вывоза капитала опережает рост всех других отраслей производства.
Деление вывоза капитала:
долгосрочный
(более 1 года) вывоз капитала осуществляется в форме государственных кредитов и кредитов МФО, долгосрочные частные кредиты (корпоративные), также он может осуществляться через программу ООН помощь развитию, по решению этой организации из всех национальных бюджетов выделяется 1% от объема ВВП (в действительности никто в полной мере не выполняет);
краткосрочный
вывоз капитала реализуется в форме портфельных инвестиций, краткосрочных частных займов, финансовых трансфертов всех типов (расчет импортеров и экспортеров), сделок на финансовом денежном и валютном рынках (связано с куплей/продажей валюты, ценных бумаг и сделки с деривативами).
Общий объем ежегодного движения международного капитала в 50-60 раз превышает объем международной торговли. Считается, что движение капитала объясняется относительным избытком капитала в одних и нехваткой его в других странах. Однако следует учитывать, что много денег не бывает, деньги просто ищут более эффективного применения. (пример России – деньги уходили по причине нестабильности, невозможности эффективно их использовать и прочее, а не из-за их избыточности, т.е из-за неблагоприятного для многих отечественных владельцев капитала инвестиционного климата в стране – это с одной стороны, с другой – недостаточная легитимность происхождения капитала).
Формы вывоза капитала различаются по следующим критериям:
1. источники происхождения капитала;
2. характер использования капитала; (вывоз предпринимательского капитала, вывоз ссудного капитала)
3. цели вложения капитала; (прямые и портфельные). 4. сроки вложения капитала (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные вложения)
13.Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Накануне первой мировой войны удельный вес иностранных инвестиций составлял до 40% (огромный уровень). Витте в то время считал иностранных инвесторов важной составляющей экономического роста страны.
Второй этап – период НЭПа. Тогда в 1922 году был принят закон о концессиях, который разрешал иностранцам сдавать в пользование ряд предприятий. Однако этот капитал не сыграл существенной роли. В начале коллективизации этот законно был отменен.
С конца 60 годов иностранный капитал присутствовал в форме кредита, но не в форме прямых инвестиций, поскольку это было запрещено законом.
Следующий этап с конца 80-х до сегодняшнего дня. В 90-е годы – прямые иностранные инвестиции составляли менее 1 млрд. долл. Пик пришелся на 1997 год и составил 5,3 млрд. долл. После азиатского кризиса произошел спад. С 2000 года начинается процесс ускорения притока всех инвестиций в Россию. В результате их общий объем составил в 2003 г. – 8 млрд. долл., в 2004 г. – 15 млрд. долл., в 2005 г. – 14,2 млрд. долл., а в 2005 г. Общий объем накопленных инвестиций составил 48 млрд. долл. На март 2007 года Россия имела объем всех накопленных инвестиций около 150 млрд. долл.
Инвестиции в России следует анализировать по следующей структуре:
прямые инвестиции около 48%;
портфельные инвестиции около 2% (обусловлено маленьким и не развитым фондовым рынком, который просто не в силах переварить большие финансовые объемы);
прочие инвестиции – 50% (это долгосрочные торговые кредиты).
Необходимо проанализировать и отраслевую структуру прямых инвестиций. До 2007 года в материальное производство шло менее 50% иностранных инвестиций. В основном это были инвестиции в ТЭК. В прошлом году произошло резкое увеличение притока иностранных инвестиций в машиностроение. Более 50% инвестиций идет в сферу оптово-розничной торговли, банковско-финансовый сектор и в ряд отраслей с быстрым оборотом капитала (пищевая, легкая промышленность). Таким образом, эта структура не является для нас идеальной!
Региональное распределение иностранных инвестиций характеризуется сильной неравномерностью. В 20 регионах сосредоточено 95% иностранных инвестиций. Абсолютный лидер – Москва (37%). Это больше, чем в пяти крупнейших федеральных округах вместе взятых.
Помимо получателя иностранных инвестиций в последнее время Россия сама стала крупным инвестором за рубеж. По официальной статистике объем накопленных российских инвестиций за рубежом составляет 14 млрд. долл.
Заинтересованность зарубежного инвестора в Китае объясняется очень просто – средний класс там составляет 10% от всего населения страны, т.е. 150 млн. человек, что больше населения России.
Регулирование иностранных инвестиций
Уровни регулирования иностранных инвестиций
национальный;
двусторонний (между государствами, например, об избежании двойного налогообложения);
многосторонние (TRIMS, Вашингтонская конвенция 1965 года, которая предусматривает порядок урегулирования споров между иностранным инвестором и национальными властями в мировом банке, Сеульская конвенция 1975 года, где было создано международное агентство по страхованию инвесторов от политических рисков).
В развитых странах не существует специального инвестиционного законодательства, поскольку инвесторы там действуют на основе сложившихся общеизвестных правил. Подобные законодательства есть только в развивающихся странах для привлечения инвесторов.
Вот некоторые принципы, которые распространены и используются в инвестиционных законодательствах развивающихся стран:
1. недискриминация иностранного инвестора, т.е. предоставление ему как минимум одинаковых с национальным инвестором условий (национальный режим);
2. учитывая, что иностранные инвестиции связаны с риском, то в законодательстве существует набор специальных льгот для иностранных инвесторов, как правило, налогового и таможенного характера.
Национальный режим и льготы не исключают возможности введения государством ряда ограничений для иностранных инвесторов. Таким образом, инвесторы могут быть поставлены в худшие по сравнению с национальными инвесторами условия.
Важной составной частью инвестиционного законодательства являются гарантии от политических рисков, главный из которых – национализация собственности. В ряде стран возможность национализации сохраняется, и инвесторы с пониманием относятся к этому лишь в случае последующей компенсации этой национализации.
В большинстве инвестиционных законодательств существует так называемая «дедушкина оговорка» о том, что условия деятельности, на которых иностранный инвестор осуществил инвестиции, не будут ухудшены в течение определенного периода (в зависимости от щедрости правительства). Эта оговорка очень важна для инвесторов.
14 Формы международной экономической интеграции.
В ходе развертывания процесса интернационализации экономической жизни проявляется общемировая тенденция усиления взаимозависимости и взаимосвязанности экономического развития всех стран. Отдельные страны вступают друг с другом в наиболее интенсивные экономические отношения, чем с другими странами. Между ними более активно идет процесс либерализации внешнеэкономических связей.
Для такого более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира складываются особые условия и предпосылки, среди которых можно выделить следующие.
1. Экономико-географические предпосылки: территориальная близость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации.
2. Культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения идут быстрее, если между населением участвующих в них стран нет существенных различий в языке, традициях и обычаях.
3.Общие исторические корни народов сближающихся стран.
4.Социально-политические предпосылки. Для осуществления процессов экономического сближения необходимо стремление к объединению со стороны подавляющей части населения этих стран, а также политическая воля их руководства.
В целом процесс международной экономической интеграции выступает как качественно наиболее высокая ступень (и одновременно этап) в развитии процесса интернационализации экономической жизни. Международная экономическая интеграция - это объективно обусловленный, но регулируемый и направляемый процесс сближения, взаимной адаптации, переплетения и “срастания” национальных экономических систем отдельных интегрирующихся стран в единое экономическое целое. На рубеже XX—XXI вв. в мире действовали 85 различных региональных торговых и экономических организаций и союзов, но реально сути процесса международной экономической интеграции соответствовал прежде всего ЕС, а также, в меньшей степени, НАФТА.
Формы международной экономической интеграции
1. Создание зоны свободной торговли, когда страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле.
2. Создание таможенного союза, суть которого состоит в снятии таможенных барьеров на товары и услуги внутри группы стран и в формировании единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам (не входящим в данный таможенный союз).
3. Формирование так называемого Общего рынка — здесь барьеры снимаются не только для движения внутри группы стран товаров и услуг, но и рабочей силы и капитала, т. е. всех факторов производства. Идея Общего рынка зародилась еще в марте 1957 г. при подписании договора о создании ЕЭС. 4. Создание экономического и валютного союзов. Ко всем отмеченным ранее критериям предыдущих этапов международной экономической интеграции здесь добавляются:
• взаимная адаптация экономических систем интегрирующихся государств (при этом к числу наиболее сложных относится проблема адаптации национальных систем налогообложения);
• взаимное сближение (конвергенция) национальных экономик по таким параметрам, как дефицит государственного бюджета, отношение государственного долга к ВВП, темпы инфляции, процентные ставки по долгосрочным кредитам, обменные курсы национальных валют;
• проведение странами единой экономической политики;
• создание общей системы регулирования уже не только экономических, но и социально-политических процессов;
• переход к единой валюте интеграционного сообщества — это одна из наиболее сложных проблем этого этапа.
На практике пройти все названные этапы процесса международной экономической интеграции удалось лишь ЕЭС (ныне Европейский Союз), который в настоящее время находится на четвертом этапе интеграционного процесса. Характерно, что практически в одно время с ЕЭС (в 1957 г.) в Европе была создана еще одна организация такого же типа — Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), о которых еще в начале 60-х гг. говорили как о “равновеликих” интеграционных объединениях или “сравнимых величинах”. Но если ЕЭС действительно удалось пройти все основные этапы процесса международной экономической интеграции, то ЕАСТ “остановился” на первом этапе — этапе формирования зоны свободной торговли. В результате из 7 входивших первоначально в ЕАСТ стран (Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Швеция) в этой организации остались лишь 4 страны (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария). Австрия, Финляндия и Швеция с 1991 г. являются членами ЕС.
15. Международный туризм
. Одна из наиболее динамичных отраслей услуг — туризм, особенно международный. Число международных туристов постоянно растет, обеспечивает работой во всех странах мира свыше 100 млн человек. В России туризм как одна из отраслей сферы услуг развит весьма слабо. Число туристов, выезжающих из России за рубеж, значительно превышает число иностранных туристов, посещающих нашу страну. Это означает неблагоприятный для России баланс валютных поступлений от туризма.
Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:
Межд туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.
Межд туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.
Межд туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.
С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.
Межд туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно20% приходится на Америку, менее10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.
Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.
В России туризм - развивающаяся отрасль. Во всех сферах туристической деятельности, как на уровне государственных структур, так и в области формирующегося турбизнеса, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации.
16 ЕС как самая продвинутая интеграционная группировка мира.
В 1957 г., в момент создания ЕС, в него входили 6 стран (Германия, Италия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург), то к началу 2003 г. ЕС представлял собой крупнейшее экономическое и политическое интеграционное объединение, в составе которого были 15 европейских государств:
· Великобритания, Ирландия и Дания (с 1973 г.);
· Греция (вступила в сообщество в 1981 г.);
· Испания и Португалия (с 1986 г.);
· Финляндия, Швеция и Австрия (с 1995 г.).
В 1945—1950 гг. США в Европе начали осуществляться так называемый “план Маршала”, связанный с экономической помощью западноевропейским странам. В 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества, впоследствии трансформировавшаяся в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1948 г. был создан таможенный союз Бенилюкс, который составили Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Германия, Италия и три указанные страны Бенилюкса. Именно эти 6 стран в 1957 г. подписали договор о создании ЕЭС, а также договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии — Евратом. При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган — Комиссия ЕЭС — Евратом. В 1967 г. произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС — Евратом.
С конца 70-х гг. в ЕЭС началось формирование единого валютно-финансового пространства. В 1969 г. было принято решение о постепенном преобразовании таможенного союза ЕЭС в валютно-экономический союз. В 1979 г. была сформирована Европейская валютная система (ЕВС) — с фиксированными, но регулируемыми валютными курсами, а также с совместной расчетной валютой стран сообщества — ЭКЮ. “Общий рынок” стал уже этапом действительного интеграционного “переплетения” национальных экономик западноевропейских стран — здесь они договаривались о свободном перемещении через границы не только товаров, но и услуг, а также таких факторов производства, как капитал и рабочая сила.
В 1991 г. - Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор. В соответствии с этим договором с 1993 г. вводилось единое гражданство ЕС, формировался политический союз.
Одной из основных задач Маастрихтского договора было завершение экономической интеграции путем создания Экономического и валютного союза (ЭВС). Последний этап формирования зоны евро был осуществлен с 1 января 2002 г., когда евро вошел в наличное обращение.
С начала 1999 г. действует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), а созданный Европейский центральный банк (ЕЦБ) использует евро для формирования единой денежной политики стран-участниц.