Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Всемирная Торговая Организация и Россия
Место расположения:
Женева, Швейцария Основана:
1 января 1995 г.
Создана:
по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94) Членство:
146 стран (по состоянию на январь 2004 года.) Бюджет:
134 млн.швейцарских франков (примерно 90 млн.долл США) Штат Секретариата:
500 сотрудников Глава:
генеральный директор Цели и принципы
. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.
Общие преимущества от членства в ВТО
можно суммировать следующим образом:
- cоздание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.
Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:
Приложение 1А: Многосторонние соглашения по торговле товарами:
Наименование соглашения |
Краткое описание |
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. (ГАТТ-94); (основной текст и договоренности о толковании отдельных статей);. |
Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере |
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947. |
Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере |
Соглашение по сельскому хозяйству. |
Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе. |
Соглашение по текстильным изделиям и одежде. |
Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой |
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм. |
Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля |
Соглашение по техническим барьерам в торговле. |
Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации |
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. |
Содержит ограничения применения мер, поощряющих потребление отечественных товаров в связи с капиталовложением |
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров). |
Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров |
Соглашение по предотгрузочной инспекции. |
Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций |
Соглашение по правилам происхождения. |
Определяет принципы происхождения товаров |
Соглашение по процедурам импортного лицензирования. |
Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта |
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. |
Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием |
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг). |
Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу |
Соглашение по защитным мерам. |
Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту |
Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация торговли химическими товарами", "информационные технологии"), в которых на добровольный основе участвует лишь часть стран-членов ВТО (в основном это развитые государства).
Пакет документов Уругвайского раунда не является догмой, в рамках ВТО постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли с целью разрешения возникающих проблем. ВТО постоянно эволюционирует и в ее деятельность включаются новые актуальные вопросы.
Высшим органом ВТО является Министерская конференция
, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.
Первая конференция
состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА). Вторая
- в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров (МТП).
Третья Министерская конференция
состоялась 30.11-03.12.1999г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Планировалось начать переговоры прежде всего по "встроенной повестке дня" (сельское хозяйство, торговля услугами), а также подготовить рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций, в т.ч. возможному включению в будущие переговоры новых сфер.
Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, т.к. не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных противоречий по принципиальным проблемам в целом и по новым сферам, в частности, между промышленно развитыми государствами и развивающимися странами. Также имелись значительные разногласия между ведущими игроками ВТО – группы “квадро” (ЕС, США, Япония, Канада), включая несовпадение их стратегических интересов по проведению нового раунда.
В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального совета ВТО, который должен был представить свои предложения по проведению нового раунда. В рамках соответствующих Комитетов ВТО весной 2000 г. началось обсуждение только проблематики “встроенной повестки”. В 2000-2001гг. проходило также рассмотрение предложений стран-членов по формату дальнейшей эволюции этих Соглашений и других сфер деятельности организации. С учётом остающихся противоречий между различными группами государств и отдельных стран-членов ВТО, работа строилась на поиске компромиссных решений.
9-13 ноября 2001 г. в г.Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция
, на которой в итоге было принято решение начать переговоры по ряду направлений, касающихся "встроенной повестки", промышленных тарифов, ТРИПС, правил ВТО (субсидии, антидемпинг, региональные торговые соглашения), договоренностей по урегулированию торговых споров. В рамках соответствующих комитетов ведется работа по переговорам в других областях (торговля и экология и т.д.). В феврале 2002г. начал работу Комитет по торговым переговорам, включающий ряд специализированных органов, который является координатором переговорного процесса нового раунда МТП. В настоящее время идет предметное обсуждение на многостороннем уровне предложений стран-членов ВТО по всей повестке нового раунда, а по торговле услугами начинаются двусторонние переговоры..
Пятая Министерская конференция
состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по проблемам сельского хозяйства и “сингапурским вопросам” консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. В целом этот раунд предполагается завершить к началу 2005 г., хотя имеются серьезные проблемы реализации плана-графика Доха раунда. С учётом остающихся противоречий между различными группами стран ВТО работа строится на поиске компромиссных решений.
15 декабря 2003г. состоялось заседание Генерального совета ВТО, на котором предполагалось определить дальнейшие направления переговорного процесса нового раунда. Однако согласованных решений принять не удалось, и все вопросы отложены следующего Генсовета в феврале 2004 года.
Структура и функции
. Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет
, состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.
Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов.
Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора ВТО
. С 1999г. по сентябрь 2002 г. им являлся Майк Мур, экс-премьер-министр Новой Зеландии. Однако срок полномочий Гендиректора сокращен до трех лет и в сентябре 2002 г. его сменил Супачай Паничпакди
, бывший вице-премьер Таиланда.
Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих Советов учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционирует другие специализированные органы.
Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО
в Женеве (Швейцария), в структурных подразделениях которого занято 500 человек. Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский. Бюджет организации на 2002 г. составляет 143 млн. швейц. франков (около 90 млн.$).
Принятие решений
. В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, консенсусом).
Членство
. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.
В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 146 государств, причем только 18 из них стали новыми членами - Эквадор, Болгария (1996г.), Монголия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова (2001г.), Китай (декабрь 2001г.), Тайвань (январь 2002г.) и Армения (февраль 2003 г.), Македония (апрель 2003г.). В Канкуне в сентябре 2003 г. одобрены документы об условиях членства Камбоджи и Непала.
Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО
. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Саудовская Аравия, Алжир, Украина, Казахстан, остальные государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.
Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере мировой торговли.
Процедура присоединения
к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.
На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп
(в РГ по присоединению России к ВТО 67 стран, включая всех основных торговых партнеров) происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ.
Прежде всего переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).
В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.
В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:
· - Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
· - Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
· - Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;
· - Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на дву- и многостороннем уровнях.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.