Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Проблема развития человеческого потенциала
Развитие экономики любой страны и мировой экономики вцелом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное — их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации трудовой морали.
Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой — необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».
Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.
Образование и проблема человеческого потенциала
Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.
Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии — 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки — менее трех лет, в Восточной Африке — около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.
Отдельная задача в области образования — это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.
Заключение
По мере изменения взаимосвязей человека с окружающим его миром могут возникать и уже возникают новые глобальные проблемы. К таковым следует отнести проблему изучения и освоения Мирового океана, проблему освоения космического пространств, проблему хранения и обработки информации и другие.
Среди нарождающихся проблем глобального характера специалисты чаше всего упоминают изучение строения Земли и управление погодой и климатом.
Однако человека на Земле окружает не только природная, но и социальная среда, порождающая свои специфические проблемы. Среди них, помимо упомянутой выше проблемы демилитаризации, особую тревогу в последнее время вызывают растущие организованная транснациональная преступность, международный терроризм, наркомания, незаконный оборот наркотиков и наркобизнес, нарушение гражданских прав человека.
Эти новые вызовы еще не получили официального статуса глобальных проблем, но от этого они не перестают быть серьезными и даже опасными для развития человечества.
Глобальные проблемы имеют общепланетарный характер, так как затрагивают жизненно важные вопросы всех стран и народов. При этом по ряду позиций они настолько обострены, находятся в таком критическом состоянии, что любое промедление их решения грозит неминуемой гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей. Следует учитывать, что глобальные проблемы для своего решения требуют громадных усилий всех государств, объединения воедино прогрессивных сил и народов, тесного взаимодействия политических, экономических и научно-технических возможностей.