Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Государственный бюджет и его доходно-расходная часть.
Великобритания на сегодняшний день представляет собой страну с высоко развитой, сильной и независимой экономикой. Финансовая система Англии, включающая бюджет центрального правительства, специальные правительственные фонды, финансы местных органов власти и государственных предприятий, является государственным аппаратом по перераспределению национального дохода.[1] (Приложение 1)
Бюджет центрального правительства, или государственный бюджет, является главным звеном финансовой системы Англии. Ему принадлежит основная роль в обеспечении политических и экономических условий воспроизводства. Через это звено финансовой системы перераспределяется около 45% национального дохода страны
Важная роль принадлежит государственному бюджету в перераспределении средств между отдельными отраслями хозяйства и экономическими регионами страны. Государственный бюджет страны состоит из двух частей:
- консолидированного фонда, который включает текущие поступления средств и их расходование;
- национального фонда займов, куда входят доходы и расходы государства, связанные с движением капитала.
Ведущим звеном финансовой системы Великобритании, как и любой другой промышленно развитой страны, является государственный бюджет, через который перераспределяется около половины национального дохода государства. Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда, который формируется преимущественно налоговыми поступлениями: подоходный налог, налог на капитал, налог на наследство, НДС, акцизы и другие . К неналоговым поступлениям относят доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др. А Национальный фонд займов представляет собой бюджет капиталовложений. Превышение доходов над расходами Консолидированного фонда зачисляется в доходную часть Национального фонда займов. Если же в Консолидированном фонде имеется дефицит, то он покрывается ссудой из Национального фонда займов, на эту сумму Правительство увеличивает государственный долг.
По данным на весну 2002 года государственные доходы Великобритании составили 407 миллиардов фунтов стерлингов. Основными доходами бюджета являются налоги. В этом году структура финансовых поступлений в государственный бюджет Великобритании выглядела следующим образом (диаграмма 1) [2]
Диаграмма 1
Структура налоговых поступлений в государственный бюджет Великобритании в 2002 г.
При этом, рассматривая налоги Великобритании, следует учитывать, что они отличаются крайней нестабильностью и отсутствием согласованности между различными статьями налоговых поступлений.
Остальные средства поступают в бюджет в форме процентов по ссудам национализированным отраслям промышленности и местным органам, прибыли эмиссионного департамента Банка Англии и прочих доходов.
На сегодняшний день государственные расходы Великобритании составляют примерно 425 миллиардов фунтов стерлингов. В связи с быстрым ростом расходов государства по регулированию экономики в интересах монополистического капитала, с каждым годом растут расходы на содержание государственного аппарата, на научно – исследовательские цели в перспективных отраслях, на субсидии и кредиты местным органам власти.
На сегодняшний день принято направление на повышение статей расходов для более эффективного использования государственных средств как центральным, так и местным правительством. В качестве приоритетных были названы расходы на образование, профессиональное обучение, создание новых рабочих мест и здравоохранение.[3]
Государственные расходы Великобритании делятся на два блока: расходы вне прямого контроля министерств и расходы министерств (лимитные расходы). Первые планируются перед началом каждого финансового года, а лимитные утверждаются министерством на три года. Министерства не имеют права тратить более согласованной суммы, но могут переносить остатки неизрасходованных средств на последующие годы без ограничений.
Никакие расходы не допускаются без предварительного утверждения Парламентом. Все дополнительные расходы должны быть утверждены до того, как они произведены.