Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Финансы местных органов власти
Вторым звеном финансовой системы Франции являются финансы местных органов власти.
Главная роль в местных финансах Франции принадлежит местным бюджетам. Местные бюджеты находятся в ведении местных органов управления. Их деятельность регламентируется Конституцией Франции и текущим законодательством.
Каждая административная единица имеет свой бюджет. Всего насчитывается около 39 тыс. местных бюджетов. Советы (региональные, департаментов, коммун) составляют бюджеты и распоряжаются местными ресурсами. Однако вся полнота власти принадлежит на местах префектам, назначаемым директором президента.
Во Франции более трети всех текущих расходов местных органов власти приходится на административно-полицейский аппарат (полицию, гражданскую оборону, пожарную охрану, управление), одна треть – на образование, просвещение, культуру, остальные – это расходы на экономическую инфраструктуру. Местные власти осуществляют большие капиталовложения, на них приходится свыше 52% всех капитальных государственных затрат.[14]
Местные бюджеты, как правило дефицитны и нуждаются в дополнительных ресурсах. Недостаток финансовых ресурсов вызывает необходимость привлечения дополнительных средств. Государство предоставляет местным властям субсидии, составляющие около 20% всех доходов местных бюджетов. Существуют два вида субсидий: на текущие расходы, главным образом на социальную помощь (около 60% всех субсидий) и на капитальное строительство. Кроме субсидий местные органы используют заемные средства, получаемые на денежном рынке.
Доходами местных органов власти являются собственные (налоговые и неналоговые поступления) и привлеченные (государственные субсидии и займы).Соотношение статей доходов местных бюджетов: (диаграмма 4).[15]
Диаграмма 4
Статьи доходов местных бюджетов во Франции.
Местное самоуправление имеет ограничения. Степень свободы в принятии решений регулируется законодательными актами по налогообложению и директивами республиканских и региональных органов.
Перераспределение средств между местными органами власти осуществляется департаментами, из государственного бюджета выделяются целевые субсидии для выравнивания экономического положения отдельных регионов страны.
В целом, в системе общественных финансов местные финансы занимают исключительно важное положение. Общий объем расходов местных бюджетов составляет 44,5% государственных расходов. Доля общей суммы отчислений в пользу государства – 43,9% (24,6% за счет налогов, 29.3% за счет отчислений на социальное страхование).
Наряду с центральными и местными бюджетами в финансовую систему Франции входят специальные фонды и финансы государственных предприятий.
Специальные правительственные фонды
Специальные фонды представляют собой совокупность денежных ресурсов находящихся в распоряжении государства или местных органов власти и имеющих целевое назначение.
К ним относятся многочисленные специальные счета казначейства , присоединенные бюджеты , разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.
Организационно они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Специальные фонды можно разделить на 2 основные группы:
1. образуют фонды доходов и расходов которые включаются в бюджет ( фонд экономического и социального развития Франции)
2. составляют внебюджетные фонды, имеющие юридическую самостоятельность.
Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупность таких фондов называют социальным бюджетом Франции[16] (диаграмма 5)
Диаграмма 5
Источники средств социальных специальных фондов[17]
К фондам такого рода относятся: пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным. Наиболее важные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства.