Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Государственный бюджет и его доходно-расходная часть
Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти (приложение 3).
Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. [19]
Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.
Бюджетное устройство включает в себя два уровня:
· центральный бюджет
· местный бюджет
Бюджетная система сложна и многозвенна; в нее входят
1. общий счет центрального правительства
2. специальные счета центрального правительства
3. автономные бюджеты правительственных корпораций и финансовых организаций
4. государственная программа инвестиций и займов( так называемый второй бюджет)
5. общие счета местных бюджетов
6. специальные счета местных бюджетов
Главным считается общий счет центрального правительства, в него поступают все государственные налоги и из него финансируются важнейшие государственный программы (социальное обеспечение, образование, оборона и т.д.). специальные счета центрального правительства создаются целевым назначением законодательным путем. Каждый счет имеет свои собственные источники финансовых ресурсов, в том числе кредитные, автономные бюджеты правительственных корпораций - это организации, в которых весь капитал принадлежит правительству.
Государственная программа инвестиций и займов – план использования бюджетных и кредитных ресурсов государства для развития социальной сферы и выполнения экономических проектов. Объем программы и ее роль возрастает, так как некоторые функции, выполнявшиеся государственным бюджетом, в частности финансирование социальной инфраструктуры (жилищное строительство, водоснабжение) и ряда экономических проектов, перекладывается на эту программу, что дает основание квалифицировать ее как второй бюджет.
На рассмотрение и утверждение парламента представляются одновременно общий счет, специальные счета центрального правительства, автономные бюджеты правительственных корпораций, а также государственная программа инвестиций и займов.
Около 64% финансовых ресурсов приходится на центральный бюджет. В этом звене финансовой системы сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы.[20]
Органом, отвечающим за составление и исполнение государственного бюджета, является министерство финансов, а в местных органах власти – их финансовые управления.
Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Но в последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени. Бремя государственных и местных налогов уменьшилось с 21,9% ВВП в 1990/91 году до 18,0% в 1996/97 году.[21]
Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п. Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять. (табл. 2)
Таблица 2
Доходы государственного бюджета Японии в 1960-1991 г.г., %
1960/61 |
1970/71 |
1978/79 |
1990/91 | |
Налоги |
90,1 |
91,4 |
64,6 |
83,8 |
Неналоговые поступления |
9,9 |
8,6 |
35,4 |
16,2 |
в т.ч. доходы от государственных предприятий и имуществ |
2,0 |
0,2 |
0,1 | |
займы |
- |
4,6 |
32,0 | |
прочие доходы |
7,9 |
3,8 |
3,3 | |
ИТОГО: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |