Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Экономика
Валютный кризис обозначил произошедшие за годы рыночных реформ структурные изменения в экономике.
1. Сформировался ориентированный на внешний рынок сектор товаров (производимых с использованием местных ресурсов) и услуг, включая туризм. Предприятия этого сектора в течение 2005г. находились на подъеме, и их удельный вес в ВВП увеличился до 17%.
2. Сохранился обеспечивающий социальную стабильность египетского общества сектор, объединяющий государственные предприятия, цены на продукцию и услуги которых прямо или косвенно субсидируются государством (энергетика, коммунальное хозяйство, транспорт, пищевая промышленность и производство минеральных удобрений – всего: 15% – ВВП). Эта часть экономики работала в 2005г. стабильно и реализовала 9 млрд.ег.ф. (1,5 млрд.долл.) прямых и 30 млрд.ег.ф. (5 млрд.долл.) косвенных бюджетных субсидий. Функционировала госсистема бесплатного среднего и высшего образования. В связи с необходимостью поддержания достигнутого в пред.гг. уровня жизни (хотя и невысокого) правительство пошло на дополнительное финансирование сектора, и дефицит госбюджета АРЕ в 2005г. увеличился до 40 млрд.ег.ф. Отношение дефицита госбюджета к ВВП Египта в 2005г. оценивается в 7,4%. В соответствие с рекомендациями МВФ этот показатель не должен превышать 5%.
3. Образовался крупный частный, определяющий экономическое положение страны, сектор, предприятия которого работают на внутренний рынок, а также на экспорт, но используют в основном импортное сырье и комплектующие, (удельный вес в ВВП этих производств – 67%).
В 2005г. египетские власти широко использовали антидемпинговые процедуры для ограничения импорта в страну ряда товаров в целях регулирования внутреннего рынка и выравнивания торгового и платежного балансов. Высокие таможенные тарифы (20%) и антидемпинговые (40%) пошлины, которые действовали в Египте. по импорту проката черных металлов, явились одной из основных причин спада производства в металлургии и кризиса в строительстве.
В 2003г. экспортные цены на базе ФОБ на российские товары соответствовали уровню мировых цен и не могли рассматриваться египетской стороной как наносящие ущерб местным товаропроизводителям.
В Египте существует две концепции расчета внутреннего госдолга.
1. В сумму внутреннего госдолга включаются правительственная часть, в т.ч. задолженность правительства по ГКО, сальдо по расчетам правительства с банковской системой, задолженность правительства Национальному инвестиционному банку, и хозяйственная часть, в т.ч. задолженность государственных хозяйствующих субъектов Национальному инвестиционному банку и сальдо по расчетам государственных хозяйствующих субъектов с банковской системой.
2. В сумму внутреннего госдолга включаются внутренние долги правительства и государственных хозяйствующих субъектов, внутренний долг (нетто) Национального инвестиционного банка, то есть активы банка за вычетом задолженности правительства и государственных хозяйствующих субъектов этому банку.
При формировании внутреннего госдолга правительство исходит из того, что долгосрочные казначейские облигации и депозитарные расписки являются инструментом заимствования у физических и юридических лиц, в т.ч. банков и страховых компаний, на цели экономического развития, сдерживания инфляции и в случае войны для финансирования военных расходов. Долгосрочные казначейские облигации бывают в Египте трех видов: с погашением до 5 лет, от 5 до 20 лет и свыше 20 лет.
С начала рыночных реформ в Египте используются казначейские векселя – инструмент краткосрочного заимствования правительством денежных средств с условием погашения через 91, 182 и 364 дня. Правительство реализует казначейские векселя через фондовый рынок и торги со скидкой от 10 до 12% от номинала. При учете казначейских векселей выплачивается от 5 до 13,5% годовых. В конце 2003г. дисконт составлял 10%, а учет 3-месячных векселей производился под 6,893%, 6-месячных – 7,314% и годовых – 8,000%.
Минфин использует казначейские векселя как средство привлечения «живых» денег на финансирование экономических реформ и считает их более эффективными, чем другие виды ГКО. Египтяне используют также казначейские векселя для поддержания в приемлемых размерах дефицита госбюджета, замещая ими иностранные кредиты, которые ранее использовались в этих целях. В 80гг. отношение дефицита госбюджета АРЕ к ВВП было значительным. Для покрытия дефицита госбюджета египетское правительство использовало кредиты иностранных банков.