Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Инвестиционный имидж России и его совершенствование.
Россия, не испытывающей сейчас недостатка в денежных средствах благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, важен именно обеспечиваемый ПИИ (прямые иностранные инвестиции) трансферт передовых производственных и управленческих технологий, ноу-хау. Однако, несмотря на постоянный рост иностранных инвестиций в российской экономике, о больших успехах в их привлечении не приходится говорить ни в плане их макроэкономической роли, ни в плане использования потенциальных возможностей. В числе прочего подобная ситуация обусловлена недостаточным вниманием к проблеме инвестиционного имиджа страны.
С теоретической и практической точек зрения важно различать два тесно связанных между собой понятия - инвестиционный климат и инвестиционный имидж. Первое известно широко, второе - гораздо меньше. Инвестиционный климат - комплекс объективных условий инвестирования, охватывающий экономические, политические и социальные компоненты: природные ресурсы, рабочую силу, законодательство и т.д. Благоприятный инвестиционный климат - базовое условие притока капиталовложений из-за рубежа. Однако на практике часто имеют место информационные искажения, влияющие на инвестиционный имидж страны и деформирующие его. Для России эта проблема сейчас стоит весьма остро, поэтому ее следует рассматривать в качестве самостоятельного и немаловажного аспекта экономической политики.
В целом по сравнению с советским периодом международный имидж России заметно улучшился, но сейчас он хуже по сравнению с начальным этапом перестройки и даже первым сроком деятельности нынешнего президента. В противоположность имиджу России как страны в целом ее инвестиционный имидж является более позитивным, хотя здесь наблюдается сложная и неоднородная картина. Он крайне неоднозначно оценивается различными категориями инвесторов, а также СМИ и организациями, в разной степени вовлеченными в процесс международного инвестирования. Специализированные агентства, оценивающие инвестиционную привлекательность стран, в последнее время регулярно повышают наши рейтинги. Standard&Poor's, Moody's, Fitch присвоили России инвестиционный рейтинг, что способствует повышению имиджа страны в глазах международных инвесторов. Вместе с тем агентства отмечают и существенные негативные характеристики российского рынка, касающиеся, в частности, показателей конкурентоспособности и экономической свободы, имеющих большое значение для инвестиционного климата и имиджа страны.
В целом международные инвесторы по-прежнему оценивают инвестиционную привлекательность России ниже, чем наших основных конкурентов на рынке ПИИ. В 2004г. на долю иностранных фирм в России приходилось лишь 5% всех вложений в основной капитал, тогда как в Бразилии - около 30, Польше - почти 25, США -20, Китае - 10-15%. Правда, в 2005г. благодаря осуществлению ряда крупных проектов статистика зафиксировала активизацию притока иностранных инвестиций. Это работает на улучшение инвестиционного имиджа страны, поскольку наращивание совокупной массы иностранных инвестиций в стране служит позитивным сигналом для внешних инвесторов.
Заинтересованность в создании и поддержании благоприятного инвестиционного имиджа страны путем создания адекватной информационной компоненты есть как у лиц, принимающих политические решения в области экономики, так и у инвесторов. Причем чем шире временной горизонт у лиц, принимающих политические решения, тем выше стимулы к созданию благоприятного инвестиционного имиджа. Тут важно обеспечивать достоверность информации и публичных обещаний.
Интерес в улучшении имиджа есть и у бизнеса. Во многих странах он принимает участие и даже финансирует соответствующие мероприятия. Но заинтересованность фирм все же слабее, поскольку они в первую очередь заинтересованы в конкретных выгодах для себя, а имиджевые мероприятия, как правило, нацелены на улучшение общей ситуации. Поскольку инвестиционный имидж можно рассматривать как общественное (коллективное) благо, то для отдельных предпринимателей стимулы к практическим действиям по его улучшению подрываются классической проблемой безбилетника. Кроме того, неодинаковы потребности разных групп фирм. Потенциальные инвесторы хотят получить максимально полную и достоверную информацию о стране, ее экономике, инвестицином климате (включая разного рода неформальные моменты). Действующие инвесторы узнают реальные условия, поэтому асимметршность информации об инвестиционных возможностях волнует их меньше. Вместе с тем решением проблем инвестиционного имиджа России также пойдет им на пользу, поскольку наращивание совокупной массы иностранного капитала в стране реципиенте теоретически повышает безопасное его функционирования. Независимо от указанных различий обеспечение общедоступности информации, необходимой для принятия инвестиционных решений, - важное условие экономии на издержка получения информации всеми инвесторами.