Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Анализ внешних угроз РБ на пути её становления
Экономическая безопасность тесно взаимосвязана с демографическими, социальными, экологическими, информационными и оборонными аспектами национальной безопасности. Угрозы экономической безопасности — это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономические условия жизнедеятельности человека. Для оценки реального состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые (предельные) значения. Они должны быть научно обоснованы и официально признаны. В нашей стране впервые пороговые значения и показатели социально-экономической безопасности были определены в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь в марте 1997 г. Расширенное исследование проблем экономической безопасности осуществлялось в НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь (с 1997 г. в рамках Государственной научно-технической программы. «Экономика и социальная политика»), а также в Институте экономики Национальной академии наук Беларуси и Институте национальной безопасности Республики Беларусь.
Важнейшие показатели экономической безопасности определены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года (табл. 2.1).
Таблица 3.1
Показатели экономической безопасности Республики Беларусь
Показатель |
Порогоое значение показателя |
Значение показателя в Республик Беларусь |
Вероятные соц.-полит, экономические и экологические последствия в случае выхода за порогоовые значения | ||
2002г. |
2010г. |
2020г. | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Валовый внутренний продукт (ВВП) по паритету поку- пательной способно- сти на душу населения,тыс.дол. США |
Не менее 12 |
6 |
14,2 |
24,7 |
Депрессивное состояние экономики, соц.нестабильность, утечка капиталов |
Дефицит консолидированного государственного бюджета к ВВП,% |
Не более 3 |
0,2 |
Не более 2 |
Не более 2 |
Проблемы с источниками по- крытия дефицита, возрастание затрат на обслуживание государственного долга |
Степень износа активной части основных производ- ственных фондов,% |
Не более 60 |
75 |
65 |
60 |
Снижение конкурентоспособности и качества продукции,рост энергоемкости,затрат на ремонт и ликвидацию аварий |
Объем инвестиций к ВВП,% |
Не менее 20 |
17,2 |
23-24 |
26-27 |
Замедление экономического роста,падение конкуренто- способности |
Уровень инфляции ИПЛ( декабрь к декабрю предыдущего года),% |
Не более 40 |
34.8 |
8--10 |
4--6 |
Снижене инвестиционной активности макроэкономическая нестабильность,демоне- тизация и долларизация экомомики |
Уровень рентабельности в среднем по экономике,% |
Не менее 10 |
8,7 |
12--17 |
15--20 |
Ухудшение финансового состояния реального сектора экономики ,пореря основных и оборотных средств |
Доля импорта продовольственных товаров в общем объеме их рознечного товарооборота,% |
Не более 30 |
27,4 |
23-25 |
20-23 |
Зависимость от зарубежных поставок продовольствия, возможность насыщения рынка недоброкачественной продукцией |
Доля заработной платы в доходах населения,% |
Не менее 60 |
48,5 |
55 |
66 |
Снижение мотивационных стимулов,замедлнние роста призводительности труда |
Коэффициент диф- ференциации доходов(10% высокодоходных групп и 10% низкодо- ходных групп населения)раз |
Не более 10 |
5,9 |
5,8 |
5,8 |
Антаганизм социальной структуры |
Уровень безработици на конец года (к численноти эконо- мически активного населения),% |
Не более 10 |
3 |
3,0-3,5 |
2,4-3,0 |
Рост социально уязвимых категорий населения, усиление социальной напряженности в обществе |
Снижение энергоем- кости ВВП (среднего- довое),% |
-1 |
-5,3 |
-4,4 |
-4,9 |
Усиление энергетической зависимости вследствии увеличения потребления ТЭР |
Удельный вес затрат на охрану природы в ВВП,% |
4--5 |
2 |
2,3 |
2,5 |
Загрязнение природной среды |