Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Вступление РБ во Всемирную торговую организацию
Вступление страны в организацию ожидается в следующем году, а если не в 2006-м, то в 2007 году.
Законодательство страны уже практически полностью приведено в соответствие с нормами ВТО, подчеркнул представитель МИДа. С 15 июня вступили в действие нормы Закона РБ от 25 ноября 2004 г. №346-3 «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговой политики» и Закона РБ от 25 ноября 2004 г. №347-3 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который фактически «прописывает» в законодательство в виде норм прямого действия важнейшие требования ГАТТ. В связи с этим основными принципы ГАТТ/ВТО является:
На первом месте стоит запрет какой-либо дискриминации товара. На внутреннем рынке к отечественному и импортному товарам должны применяться абсолютно одинаковые правила - начиная с налогов и заканчивая рекламой и размещением на полках магазинов.
Второе. Недопустимо товар из страны А облагать налогами или пошлинами большими, чем товар из страны Б. Все товары, проходящие по импорту, пользуются одинаковым режимом. Правда, это требование не касается интеграционных союзов и зон свободной торговли.
Третье. Ограничительные меры, прежде всего лицензирование, применяются лишь в том случае, если есть угроза жизни, здоровью граждан и принципиальным государственным интересам.
Четвертое. Сборы, которые государство взимает за оформление внешнеторговых сделок, и решения связанных с этим вопросов не могут исчисляться от цены сделки. В таких случаях должна использоваться фиксированная ставка.
Пятое. Все нормативные акты, касающиеся внешней торговли, надо сначала обсуждать с теми, чьи интересы они затрагивают, затем официально опубликовывать и только после этого они могут вступать в законную силу. Никакой нормативный акт не может вступить в действие задним числом.
Шестой принцип касается технического нормирования и регулирования. Он предусматривает, что технические стандарты, устанавливаются только там, где есть угроза жизни, здоровью людей и принципиальным государственным интересам. При введении новых стандартов государство обязательно советуется со своими торговыми партнерами. Все остальные стандарты устанавливаются предприятиями, ассоциациями добровольно.
Однако ВТО требует от страны-кандидата не только привести свое законодательство в соответствие с нормами организации, но и продемонстрировать, как работает правоприменительная практика. С последним в Беларуси существуют некоторые проблемы, и в ближайшее время правительство намерено активно заниматься их решением. Понятно, однако, что, вступая в ВТО, страна принимает на себя и обязательства в долгосрочной перспективе привести уровень тарифной защиты к стандартам этой организации. Каковы будут перспективы такого нивелирования? Ответ на это вопрос попытались дать специалисты МИДа и Института экономики НАН Беларуси, подготовившие аналитический прогноз социально-экономических последствий вступления Республики Беларусь в ВТО. Основной вывод авторов доклада довольно оптимистичен: «Создание новых рабочих мест в растущих отраслях промышленности одновременно с развитием сферы услуг и сектора национальной экономики, основанного на иностранных инвестициях, а также рост производительности труда вследствие усиления конкуренции с зарубежными производителями образуют механизм, посредством которого будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение долгосрочного экономического роста на экспортоориентированной основе».