Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Внешнеэкономические связи Бразилии
Кризис международной задолженности тяжело отразился на экономическом развитии страны: сократилось производство на душу населения, происходил чистый отток капитала из страны. В конце 80-х годов было достигнуто соглашение с кредиторами о рефинансировании основной части задолженности, а в 1992 г. был разработан с МВФ «документ о намерениях», по которому Бразилия получила новые займы в обмен на жесткую программу социально-экономических мер. Навязанный кредиторами вариант долгового урегулирования - рефинансирование преимущественно на коммерческих условиях - консервировал периферийные черты внешнеэкономических связей.
Важное место в системе мирохозяйственных связей Бразилии занимает приток иностранных прямых капиталовложений, который за 90е годы увеличился больше чем в 30 раз в номинальном измерении.
В течение нескольких десятилетий Бразилия входит в число крупнейших десяти стран - реципиентов иностранного капитала. На нее приходится 3,8% мирового объема иностранных прямых инвестиций, 12,8% - в развивающемся мире и 38% - в Латинской Америке (1998 г.). В 90-е годы позиции иностранного капитала укрепились в значительной мере в результате урегулирования международной задолженности.
По оценкам, на иностранных предприятиях занято 3,5% рабочей силы страны, но 13,4% - в обрабатывающей промышленности. Иностранный капитал внедрился практически во все звенья кредитной системы. Среди 50 крупнейших банковских групп 12 контролируются или возглавляются иностранными банками. Предприятия иностранных ТНК контролируют половину экспорта Бразилии. Резко возрос вывоз дивидендов из страны - с 2,1% в 1991 г. до 10,3% стоимости экспорта в 1997г. Соотношение сил между национальным и иностранным капиталом меняется в пользу последнего в результате приватизации предприятий и конверсии международных долговых обязательств.
Основная часть прямых капиталовложений принадлежит американским ТНК, далее с большим отставанием идут германские, японские и швейцарские. Британский капитал, занимавший ранее видное место в бразильском хозяйстве, сократил свое влияние.
В последние десятилетия существенно изменилась роль Бразилии в сфере движения капитала, она стала его экспортером. Выход бразильского капитала на внешние рынки произошел в середине 70-х годов. Он заполнил свободные промышленные ниши, которые обходил предпринимательский капитал из западных стран. В обрабатывающей промышленности приоритет отдавался нефтеперерабатывающей и строительной отраслям. Зоной инвестиционной деятельности стали, прежде всего, развивающиеся страны. Зарубежные капиталовложения бразильских компаний относительно невелики, на их долю приходится 0,2% мирового объема заграничных инвестиций, 3% всех зарубежных капиталовложений развивающихся стран, но 17% всех латиноамериканских компаний.
Образованию «избыточного» капитала способствовали дуалистичность хозяйства, неустойчивая хозяйственная обстановка. С регистрируемым вывозом капитала соседствует крупный теневой отток, среднегодовая величина которого в 90-е годы превышала 0,4 млрд. долл.
Расчеты по текущим операциям платежного баланса сводились с отрицательным сальдо, которое составляло свыше 4% ВВП, что ослабляло валютные позиции страны.
Как видно, бразильская модель развития характеризуется зависимостью от западных стран в финансовой сфере, высоким удельным весом сырьевых товаров и полуфабрикатов в экспорте, высокой долей импорта машин, оборудования и технологии, ростом зависимости от ТНК.
Интеграционная политика
.
Действенное средство расширения внешних рынков правящие круги Бразилии видят в создании региональных экономических объединений. Бразилия принимала активное участие в образовании Ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), учрежденной в 1960 г., и преобразовании ее в Ассоциацию латиноамериканской интеграции ЛААИ (1980 г.). Неудовлетворенность низкими темпами хозяйственного сближения и медленным развитием внутризональной торговли вызвала активизацию отношений с Аргентиной. В марте 1991 г. было подписано соглашение о создании общего рынка Южного Конуса (Меркосур) в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. С января 1995 г. были введены единые внешние тарифы, что превратило Меркосур в таможенный союз. Соглашение охватывает не только экономическую, но и гуманитарную сферу. В 1996 г. Меркосур заключил с Чили и Боливией соглашения о создании зон свободной торговли.
Общий рынок является важным элементом внешнеэкономической политики Бразилии. Он может играть роль геополитического и экономического противовеса политике США - традиционного гегемона в Западном полушарии. Объединение сосредоточивает 45% населения всей Латинской Америки и более 50% ее промышленного потенциала. Бразилия рассматривает Меркосур как первый шаг к более широкой региональной интеграции, к созданию зоны свободной торговли в Южной Америке. В конце 1993 г. она выдвинула предложение о формировании в течение десяти лет южноамериканской зоны свободной