Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Особенности экономического развития
Исторически особая роль в экономике ДРК принадлежит горнодобывающей промышленности. Именно увеличение добычи и вывоза в метрополию минерального сырья являлось главной экономической задачей бельгийской администрации в колониальный период. Именно с расширением производства и экспорта того же минерального сырья во многом связывал перспективы экономического развития страны правящий диктаторский режим в 70-90-е годы. Вместе с тем на протяжении 80-х и 90-х годов производство большей части видов минерального сырья не увеличивалось, а уменьшалось. Доля добывающей промышленности в ВВП страны сократилась с 19% в 1980 г. до 8% в 1997 г. Спад в добывающей промышленности обусловили причины как внутреннего, так и внешнего порядка.
Главная внутренняя причина сокращения добычи минерального сырья - это, конечно, политическая нестабильность в стране в 90-е годы. Вместе с тем спаду в горнодобывающей промышленности в немалой степени способствовало и недостаточное внимание к обновлению основного капитала на ее предприятиях. В этом плане ситуация в ДРК аналогична положению в большинстве развивающихся стран региона, где доходы от экспорта минерального сырья на протяжении длительного периода не реинвестировались в добывающие отрасли и обслуживающую их инфраструктуру, а переводились в западные страны. Важную роль в ухудшении ситуации в добывающих отраслях сыграло падение мировых цен на ряд сырьевых товаров, являющихся важными статьями экспорта ДРК. Так, мировые цены на медь и олово в 1990 - 1998 гг. были в среднем соответственно на 30% и 77% ниже уровня цен 1980 г.
Развитие горнодобывающей промышленности невозможно без хорошо налаженного энергоснабжения и развитой транспортной инфраструктуры. Что касается первого, то ДРК в отличие от многих государств региона не только имеет потенциально большие запасы гидроэнергии, но и располагает установками их промышленного использования. Мощность ГЭС Инга на реке Конго составляет 2300 тыс. кВт, что позволяет стране не только снабжать электроэнергией районы сосредоточения добывающих предприятий, но и экспортировать ее в Анголу, Бурунди, Замбию и Конго.
Однако транспортная инфраструктура ДРК не соответствует потребностям развития добывающей промышленности страны. Основные транспортные маршруты в ДРК предполагают комбинированное использование железнодорожного и водного транспорта, что само по себе увеличивает как время транспортировки грузов, так и транспортные издержки. При этом всего один такой маршрут целиком проходит по территории ДРК, но является достаточно сложным, ибо предполагает транспортировку сырьевых грузов из провинции Шаба по железной дороге до г. Льебо, затем водным транспортом по рекам Касай и Конго до г. Киншасы, затем опять по железной дороге до г. Матади и оттуда вновь водным транспортом до атлантического порта страны - Банана. Главные маршруты транспортировки внешнеторговых грузов, поэтому традиционно пролегают через территорию других государств (Анголу, Замбию, Зимбабве, Мозамбик и Танзанию). При этом в течение длительного времени из-за нестабильной политической обстановки в субрегионе транспортировка грузов через Анголу и Мозамбик не осуществлялась. Как следствие исключительно важной для перспектив развития горнодобывающей промышленности ДРК является практическая реализация давно вынашиваемых планов строительства железной дороги, которая связала бы г. Льебо со столицей ДРК - Киншасой. Это позволило бы обеспечить прямое железнодорожное сообщение от основной минералодобывающей провинции страны - Шаба до г. Матади с выходом к атлантическим портам страны.