Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Развитие и реформирование сферы ВЭД в России
Однообразие и неизменность импортных позиций в течение длительного периода привели к прекращению развития в стране многих отраслей и направлений пр-ва. Импортные поставки промышленного оборудования через посредников в лице внешнеторговых объединений не были адресными, к тому же не предусматривалась ответственность за своевременный ввод оборудования в эксплуатацию.
Значительный урон развитию ВЭД нанесла так же устойчивая модель товарообмена с восточно-европейскими странами, основная преимущественно на сложившихся в прошлом национальных структурах пр-ва, что тормозило их качественные изменения и повышения научно-технического уровня.
Этапы реформирования и создание сферы ВЭД
Первый этап (1986-1988 гг.) характеризуются изменением принципов организации управления внешней торговлей и её децентрализацией. На этом этапе решались 2-ве основные задачи.
1). Расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, установление прямых связей и осуществление производственной и научно-технической кооперации с зарубежными партнёрами, предоставляются предприятиям производственные права самостоятельно участвовать в ВЭД.
2). Расширение числа участников ВЭД за счёт создания совместных предприятий, международных объединений и организаций, ассоциаций внешнеэкономических сотрудничеств с зарубежными странами с целью ускорения научно-технического прогресса.
Второй этап (1989-1991 гг.) характеризуются дальнейшим развитием ВЭД и формированием системы государственного регулирования данной сферы, прежде всего нетарифного (регистрация участников ВЭД, лицензирование, квотирование). Право самостоятельного выхода на внешний рынок с апреля 1989 г. Получили все производители товаров и услуг.
На третьем этапе, начинается с 1992 г. Усилия были направлены на создание нового механизма государственного регулирования ВЭД и более стабильной нормативной базы рос. госуд. в условиях формирования современной внешнеэкономической стратегии и её либерализации.
Среди ограничений, налагаемых на российский экспорт, главное место занимают меры конкурентной борьбы по отношению к российским товарам: сохранение санкции в отношении торговли нефтепродуктами, дискриминационных квот и запретительных тарифов стран – членов ЕС, правовой основой для применения которых явл. присутствии России в списке стран с государственной системой торговли.
С
тратегические цели развития ВЭД России
Правительством России были впервые определены стратегические цели и приоритетные направления дальнейшего развития ВЭД России.
– Развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоёмкой продукции
– Создание механизма госуд. стимулирования экспорта и импорта замещения, как на микро уровне, посредством налоговых льгот экспортёрам и долгосрочных льгот кредитов на развитие экспортного пр-ва, так и на макро уровне.
– Путём использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и гос. инвестиций.
– Формирование современной производственной и финансово-экономичной инфраструктуры ВЭД.
– Устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического риска.
– Рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечить процесс модернизации основных ср-в пр-ва, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплексного оборудования и лицензий и др.)
Достижение этих целей и обеспечение стабильности ВЭД России предполагало так же изменение действующих и отработку новых элементов механизма госуд. регулирования в соответствие с меняющейся коньюктурой внутреннего и мирового рынка.
Рис 2. Субъекты ВЭД
Участники ВЭД |
По профилю ВЭД |
По характеру внешнеторговых операций |
По организационно-правовым формам |
Производители - экспортёры без посредников |
Экспортёры |
Импортёры |
Коммерческие организации |
Некоммерческие организации | ||
Производственные объед. и оргониз. промышленного комплекса
|
Консорциумы Транспортные компании |
Производ. кооперат. в регионах приграничной торговли |
Специализированные посредники |
хоз. товарищества и общества |
обществ. оргониз. | |
Таможенные брокеры |
потребит. оргониз. | |||||
Организации посредники |
Комиссион. |
Производственные кооперативы |
объединения (ассоциации и союзы) | |||
Агенты |
Госуд. муницип. унитарные предприятия | |||||
В/о министерства торговли РФ |
Отраслевые ВЭО |
Смешанные общ-ва |
Торговые дома |
На праве полного хоз. ведения |
Казённые пр-ия |