Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Проблемы участия Казахстана в международных финансово-кредитных институтах
Интеграция Казахстана в Мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах. В условиях возросшей взаимозависимости мира страна не могла без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.
Членство в МВФ налагает на Казахстан и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях Соглашения МВФ.
Во-первых, обязанностью являются устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальных валют по текущим международным операциям, неучастию в дискриминационных валютных соглашениях. Однако устав Фонда (Статья XIV) позволяет вновь принятым странам в течение переходного периода сохранять или устанавливать валютные ограничения, так как введение конвертируемости валют должно быть продуманным, поэтапным и упорядоченным процессом.
Во-вторых, Статья VIII требует от стран-членов не прибегать к множественности валютных курсов.
Устав МВФ не ограничивает страны-члены в выборе режима валютного курса. Вместе с тем Статья IV обязывает страны-члены при проведении валютной политики сотрудничать с Фондом. Нормы, которыми страны должны руководствоваться, сводятся к трем основным положениям: 1) избегать манипулирования валютными курсами или валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса, иными словами, не сдерживать искусственно изменение валютного курса, если оно вызвано фундаментальными экономическими факторами; 2) прибегать к валютным интервенциям для противодействия краткосрочным хаотичным, дезорганизующим колебаниям рыночного валютного курса; 3) не использовать механизм курсообразования в целях получения несправедливых конкурентных преимуществ перед другими странами-членами. МВФ контролирует соблюдение странами этих норм.
В-третьих, предпосылкой делового взаимодействия Казахстана с МВФ являются информационная открытость страны, представление Фонду статистических данных о своей экономике, платежном балансе, золото-валютных резервах, допуск на свою территорию представителей МВФ для изучения состояния экономики и характера макроэкономической политики. Сотрудничество с МВФ позволяет правительственным органам прибегать к услугам высококвалифицированных экспертов Фонда, использовать их опыт. Помимо консалтинговых услуг МВФ оказывает содействие в подготовке и повышении квалификации кадров.
Во многих случаях страны вынуждены платить за кредиты Фонда высокую социальную цену. Поскольку кредиты МВФ странам СНГ являются в ряде случаев составной частью международных пакетов помощи, то Фонд, формулируя свои требования, практически выступает в качестве проводника политики Запада.
Согласовав со страной-заемщицей условия кредита,
МВФ как бы удостоверяет ее кредитоспособность и платежеспособность. Это открывает доступ к межгосударственным кредитам и частным займам и инвестициям, а также создает более благоприятные условия для переговоров с кредиторами относительно переоформления и рефинансирования внешней задолженности.
Кризисная ситуация вынуждает Казахстан и другие государства бывшего СССР обращаться к МВФ за кредитами. Однако до тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов Фонда, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их экономической и социальной политики.
ВБ обычно связывает предоставление кредитов с выполнением страной-заемщицей тех же условий, которые выдвигает и
МВФ.
Однако Фонд делает упор на мерах, призванных обеспечить макроэкономическую и финансовую стабилизацию, Банк — на деталях структурных преобразований (открытие естественных монополий для конкуренции; развитие приватизации; утверждение частной собственности на землю; совершенствование налогового регулирования, сбора налогов; реформирование банков).
Нужно честно признаться, что сегодня не только экономика Казахстана, но и наша повседневная жизнь напрямую зависит от западного капитала. Именно благодаря всевозможным денежным вливаниям международных финансовых институтов нам до сих пор удавалось избежать полного краха финансовой системы. В случае возникновения патовой ситуации на этом поле все взоры, как правило, обращались на Запад: не маячит ли там очередной транш помощи или кредит? Аналогичное положение и сегодня.
Все прекрасно знают о приоритетах экономической политики государства, ориентированных в основном на привлечение инвестиций. И с течением времени иностранный капитал становится почти единственным источником финансирования многих государственных программ, поскольку отечественные источники все более и более истощаются. Если в свое время “на черный день” всегда был наготове потенциальный объект приватизации, то сегодня их можно перечесть по пальцам.