Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Денежно-кредитная политика ЦБ Узбекистана
Введение собственной национальной валюты в 1993-1994 гг. ознаменовало в экономическом развитии республики начало независимого осуществления внутренней денежно-кредитной политики. Исходя из условий начального этапа преобразований, четко выделялись тактические и стратегические цели монетарной политики.
Стратегической целью ЦБУ был выход на стандартное использование общепринятых инструментов денежно-кредитного регулирования, характерных для стран со сформированной рыночной экономикой. Однако во многих развивающихся странах в начале переходного этапа преобладание государственного сектора препятствовало использование инструментов характерных для рыночных экономик.
Учитывая эти реалии, деятельность ЦБУ была направлена на обеспечение радикальных перемен в области денежно-кредитной политики, а именно: перестраивалась кредитная и процентная политика в направлении последовательного снижения монетарных каналов инфляции.
Для достижения поставленной цели, ЦБУ применял инструменты рефинансирования. В 1994-1995гг. размер ставки рефинансирования ЦБУ повышался следующим образом. С октября 1994- 150%, с 1 января 1995г.- 225%, с 1 марта того же года – 300%. В краткосрочном периоде проводимая ЦБУ политика “дорогих денег” снизила выдаваемые банками кредитов, и привела к заметному снижению инвестиционной активности что в свою очередь охарактеризовалось спадом в производстве. Другая сторона проводимой рестрикционной денежно-кредитной политики соответствовало к тому времени долгосрочным целям ЦБУ – снижению инфляции и укреплению национальной валюты. (плюсы и минусы проводимой политики рассмотрены мною в предложении)
Со второй половины 1994г. характер политики рефинансирования изменился. В большей мере она была ориентирована на две взаимозависимые цели: подержание уровня денежно-кредитных показателей на заданных темпах и ликвидности банковской системы; во-вторых на достижение и поддержание макроэкономической стабильности.
Установление норматива резервных требований к коммерческим банкам явилось в условиях переходного периода к рыночным отношениям одним из основных экономических инструментов реализации денежно-кредитной политики. Нома обязательных резервов как и учетная ставка повысились в 1994г.
Целью вводимых изменений явилось приспособление инструментов резервных требований к задачам денежно кредитного развития в условиях подготовки к введению собственной национальной валюты. Для этого были увеличены ставки обязательных резервных требований в целях снижения денежной массы. На средства привлекаемые на срок до 3-х лет ставка установилась в размерах 30%, а на срок выше 3-х лет -10%. Без сомнения по мере совершенствования рыночных отношений и использование Государственных Ценных Бумаг, ставка рефинансирования и резервные требования в последующих годах были заметно снижены.
Как показывает история проводимой кредитно-денежной политики ЦБУ по сдерживанию темпов роста денежной базы, наличных денег в обращении, совокупной денежной массы обеспечил в итоге четко выраженную тенденцию сокращения темпов инфляции. Если годовой темп роста денежной массы в 1995г составил 2,6 раза то в последующих годах 1996, 1998, 2000, 2002 – 2,1, 1,9 1,7 1,6 соответственно. Уровень годовой инфляции по ИПЦ достигший в 1992-1996г более 12 раз сокращался до 64% в 2002г. Это в свою очередь положительно отразилось и на динамике процентных ставок на денежном рынке, и обменном курсе на внутреннем валютном рынке.
Таким образом выходит что политика рефинансирования ЦБУ была ориентированна не только на количественное снижение кредитов для сдерживания инфляционных процессов, но и на удовлетворение спроса коммерческих банков на предоставление кредитов небанковской сфере для финансирования объектов являющихся жизненно важными для экономики обеспечивающих экономическую независимость страны.
Выводы
Перед ЦБ в 1994-1997г стояли задачи оптимального насыщения возросных потребностей экономики в платежных средствах в сочетании с одновременном контролем за темпами роста денежной массы с целью ограничения влияния монетарных факторов инфляции. В связи с этим денежно-кредитная политика в этот период строилась на сочетании жесткого ограничительного курса правительства и ЦБ
направленную на стабилизацию финансовой системы, так и на предоставление кредитов коммерческим банкам ЦБУ для финансирования неотложных и приоритетных потребностей экономики республики.