Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Процесс демократизации торгово-экономических отношений России и Казахстана.
Сегодня, спустя 13 лет после распада СССР, вполне очевидно, что Россия и страны-участники Содружества Независимых Государств (СНГ) являются друг для друга важнейшими стратегическими партнерами. Желание этих государств объединиться видится совершенно естественным, поскольку они имеют длительную совместную историю и очень тесно связаны экономически. Более того, для стран СНГ интеграция осталась едва ли не единственным способом защитить внутреннее пространство от гораздо более сильных конкурентов, приостановить распространение на него международных "правил игры", отвечающих исключительно интересам лидеров. Поэтому усиление и развитие экономической интеграции в рамках СНГ определено как важнейшая цель внешней, в частности внешнеэкономической политики России. Тем не менее, страны-участницы СНГ продолжают все больше удаляться друг от друга, инерция дезинтеграции, взявшая начало в 1991 г., продолжает действовать. Содружество переживает кризис невыполнения основных решений, документов, соглашений. Наблюдается снижение объемов взаимной торговли и переориентация на взаимодействие с третьими странами. Почему же бывшие республики Советского Союза предпочитают оставаться замкнутыми, а не бросить все силы на ускорение объединительных процессов? Что мешает демократизации отношений между участниками Содружества? Существует ряд определенных причин политического и экономического характера. Первая, проявившаяся ранее всех, - это существование националистических взглядов определенных политических кругов. Длительное время после распада СССР руководители республик считали, что отрыв от России позволит им вступить на путь скорейшего экономического процветания, поскольку она является властным эксплуататором и использует их потенциал в своих интересах, не давая возможности проявиться на благо своих народов. Вторая причина заключается в том, что интеграционные процессы в Содружестве протекают на фоне глубокого экономического кризиса всех стран-участников интеграции. В экономике всех стран бывшего Советского Союза долгое время наблюдался спад, снижение основных макроэкономических показателей, инфляционные процессы, обвальное сокращение объемов производства в большинстве отраслей промышленности, резкое снижение кооперации и рост удельного веса добывающих отраслей. Например, доля торгового оборота России со странами СНГ в общем обороте ее внешней торговли снизилась с 57 % в 1990 г. до 18 % в 2001 г. Кроме того, во всех странах-участницах СНГ остро стоит проблема внешнего долга.[14] Третья причина, затрудняющая интеграцию и демократизацию на постсоветском пространстве, связана с большим различием ресурсного и природного потенциала участников объединительного процесса, что определяет различие их интересов в области как экономики, так и политики. Несовершенство нормативно-правовой базы, недостатки механизма принятия решений, их исполнения и контроля за их исполнением - все это в совокупности составляет четвертую причину для усиления дезинтеграции.[15] Существует точка зрения, связанная с влиянием внешних сил, не заинтересованных в интеграции на пространстве бывшего Союза. Ее сторонники полагают, что политика западных стран, в частности Международного Валютного Фонда, в области кредитования бывших республик СССР имела под собой четкую цель - ослабление возможных конкурентов, избавление от них, пока они еще не поднялись с колен. Известно, что долги Советского Союза зарубежным странам значительно меньше долгов зарубежных стран Советскому Союзу. Фактически, выделенные России кредиты идут на оплату процентов по внешним долгам. В то время как о должниках СССР и его преемницы-России никто не вспоминает. Это бремя и разрушило потенциал Содружества. С одной стороны, экономической интеграции СНГ нет альтернативы. С другой - наличие вышеперечисленных проблем и явное несовпадение интересов на сегодняшний день затрудняют ее развитие. Большинство экономистов полагают, что России необходимо взять на себя роль лидера и локомотива в сложившейся ситуации. У нее есть для этого силы и возможности. В большей степени развитие экономической интеграции на постсоветском пространстве зависит именно от нее. Но даже в этом случае действия по усилению демократизации и объединения стран Содружества должны быть последовательными, поэтапными. Постепенно распутывая клубок накопившихся проблем - совершенствуя нормативно-правовую базу, улучшая экономическое положение государств, способствуя развитию кооперации производства, финансовых рынков, финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций - страны с течением времени логически подойдут к новому этапу в своих отношениях.[16]