Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Рекомендации по ускорению дальнейшей эффективной демократизации торгово-экономических отношений между Россией и Казахстаном.
Наиболее перспективными областями сотрудничества двух стран являются – добыча и переработка нефти, производство электроэнергии, газоснабжение. Россия заинтересована в закупках казахстанского хлопка, также в следующих видах казахстанской продукции: хромовая сталь, цинк, свинец, рафинированная медь, триполифосфат натрия, полистирол, полипропилен, фосфор желтый (марка «А»), кислота ортофосфорная.
Помимо этого Казахстан представляет собой важную транзитную территорию – только через территорию Казахстана осуществляются поставки российских товаров в Узбекистан, Туркменистан, Киргизию и Таджикистан. В некоторых случаях транзит через Казахстан наиболее удобен и при экспорте в Китай (в первую очередь это касается динамично развивающего Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР) Транспортно-коммуникационный комплекс (ТКК) Казахстана объективно является одной из самых доходных отраслей экономики. Доля ТКК в структуре ВВП в 1999 г. составляла 10%, в первом квартале 2000 г. она достигла уровня 13,9%.
Можно однозначно прогнозировать, что в ближайшем будущем Казахстану потребуются весомые инвестиции в развитие транспортных коммуникаций. В отличие от своих соседей – Туркменистана и Узбекистана, Казахстан за последние годы в эту сферу не осуществлял почти никаких вложений. В результате произошло существенное сокращение перевозок и выбытие из числа действующих транспортных сетей и транспортных средств. Износ ряда сетей приближается к критической отметке. Существенно уменьшился подвижной состав железнодорожного транспорта (прежде всего тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов). С учетом роста производства и решением задачи увеличения экспорта в эту сферу неизбежны инвестиции. Кроме того, освоение новых месторождений и строительство новых предприятий потребуют строительства новых железнодорожных и автодорожных путей. Вероятно, это вызовет спрос на соответствующую строительную технику, строительные материалы, а также на оборудование и механизмы по эксплуатации созданных путей. В частности, Казахстан будет нуждаться в грузовых автомобилях (их число сократилось более чем на треть), авиалайнерах, цистернах для нефти и химических веществах. Развитие морского флота республики на Каспии выявит потребность в судах различных классов и в портовом оборудовании.
Прорабатываются вопросы о создании на территории Казахстана совместных предприятий по сборке автомобилей марки УАЗ, гусеничных тракторов (конвейер на Павлодарском тракторном заводе стоит, сборку осуществляют вручную в малых количествах), экскаваторов, железнодорожных цистерн.
Казахстан может представлять в настоящее время особый интерес для российского бизнеса и в связи с тем, что процесс передела собственности и приватизации в этой стране вступил в новую фазу. Уже официально объявлено о предстоящей приватизации Народного сберегательного банка.
В 2005 г. должна пройти приватизация Западно-Казахстанской, Актюбинской и Кустанайской распределительных электросетевых компаний. Учитывая тот факт, что имеется значительная задолженность распределительных электросетевых компаний Казахстана перед РАО «ЕЭС России», погашение ее может быть осуществлено путем передачи РАО «ЕЭС» в счет погашения долга части активов вышеуказанных РЭК.[34]
Грядет реструктуризация «Казахойл», в результате которой компанию лишат контрольных функций, которыми она сейчас обладает, они отойдут министерству по энергетике, часть ее активов будет приватизирована. В число дочерних предприятий «Казахойл» входят ПО «Узеньмунайгаз» (в январе-феврале 2003 г. добыто 628, 23 тыс. т нефти) и ОАО «Казахойл-Эмба» (в январе-феврале 2003г. –369,59 тыс. т нефти).В конце 2002 г. «Казахойл» закончила строительство нефтепровода от принадлежащего ей местрождения Забурунье (годовая добыча на нем – 0,2 млн. т) до Атырау. Протяженность нефтепровода – 81,2 км. Правда, следует учесть, что «Узеньмунайгаз» и «Казахойл-Эмба» работают в основном на месторождениях, находящихся в стадии стабильной или падающей добычи.