Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Государственное регулирование российских инвестиций за рубежом.
В последнее время Государственная Дума РФ рассматривала законопроект «О государственном регулировании российских инвестиций за рубежом», который явился бы основой для создания эффективной системы государственного контроля за осуществлением российских инвестиций за рубежом. Следует отметить, что элементы государственного регулирования российских инвестиций за рубеж существовали и раньше. Прежде всего, это относится к валютному и экспортно-импортному контролю. В частности, ведение валютных операций, внешнеторговая деятельность регулируются Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», и уже упомянутым Федеральным Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Гражданским, Налоговым и Таможенным кодексами, а также международными соглашениями, но в целом государственное регулирование в области вывоза капитала пока не налажено должным образом.
Данный законопроект должен быть направлен на сокращение нелегального вывоза капитала за рубеж и расширение вывоза капитала в форме экспортных кредитов и легальных прямых инвестиций, которые способствуют увеличению экспорта товаров и услуг, расширению рынков сбыта.
Законопроектом предусматривается разрешительный порядок вывоза российского капитала, т.е. для осуществления инвестиций за рубежом необходимо получить лицензию на вывоз российского капитала от уполномоченного федерального органа. Срок лицензии установлен до шести месяцев, с возможностью последующего продления. В данной лицензии указаны сведения о российском инвесторе, размере его инвестиций, целях, формах и графике их осуществления, объекте вложения и прибыли от него.
Однако получение лицензии на вывоз капитала за пределы России представляется не таким уж простым делом, поскольку законопроект предусматривает достаточно жесткие требования к потенциальным инвесторам. Прежде всего, необходимо доказать уполномоченному государственному органу, что вывоз капитала соответствует целям закона, и представить соответствующие документы. Также обязательным требованием является отсутствие задолженности российского инвестора по платежам в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Кроме того, у соискателя лицензии не должно быть нарушений валютного законодательства (т.е. задолженности по поступлению валютной выручки и обязательной продажи ее части). И, наконец, нужно предоставить справку о финансовых результатах российского инвестора за последние три года. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии в течение сорока пяти календарных дней со дня получения от российского инвестора всех надлежащим образом оформленных документов. Естественно, в выдаче лицензии может быть отказано в случае несоблюдения условий, перечисленных выше, а также в случае:
- Наличия ложных сведений в представленных российским инвестором документах;
- Несоблюдения российским инвестором требований о регистрации, учете и инвентаризации вывоза российского капитала, осуществленного по ранее выданным лицензиям;
- Отсутствия у российского инвестора доходов, достаточных для осуществления инвестиций за пределами Российской Федерации;
- Несоблюдения российским инвестором в представленных для получения лицензии документах положений международного договора Российской Федерации или законодательства иностранного государства в отношении осуществления инвестиции.
После вывоза капиталов за рубеж регулирование российских инвестиций не прекращается, а происходит в иных формах. Во-первых, все инвестиции в соответствии с законопроектом подлежат государственной регистрации и включению в Государственный реестр инвестиций российских инвесторов за рубежом. Для этого в течение тридцати календарных дней после осуществления вывоза российского капитала или окончания срока действия лицензии российский инвестор обязан обратиться в уполномоченный орган для регистрации инвестиций, которые были осуществлены им за пределами России.
Во-вторых, предусмотрено ведение учета и анализа российских инвестиций, осуществленных за пределами Российской Федерации, для чего устанавливалась обязанность российского инвестора систематически предоставлять в уполномоченный федеральный орган сведения о состоянии его инвестиций за рубежом. На основании этих сведений уполномоченный федеральный орган составляет и передает в Правительство Российской Федерации ежегодный аналитический отчет о вывозе российского капитала, в котором содержатся выводы и предложения о государственной политике в сфере вывоза российского капитала.