Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Сотрудничество стран Восточной Европы и Европейским союзом
Что касается объема ВВП в расчете на душу населения, он колебался от 7% (в Болгарии) до 44% (в Словении) средней величины для ЕС-15.
Об отставании стран-кандидатов от уровня ЕС-15 свидетельствуют различия в отраслевой структуре ВВП.
Если на сельскохозяйственный сектор в ЕС-15 приходилось только 2,3% ВВП и 5,2% общего числа занятых, то в странах-кандидатах соответственно от 3,9% (в Словении) до 21,1% (в Болгарии) и от 5,5% (в Чехии) до 40% (в Румынии).
На сферу услуг выпадает 67% ВВП в ЕС-15, в то время как в Румынии – всего 41,7%, а в Чехии – 53,7%. Доля же промышленности и строительства в ВВП в большинстве стран с переходной экономикой более значительна, чем в ЕС-15, где удельный вес промышленности в валовой добавленной стоимости составляет 30,7%. В Венгрии, Литве, Польше, Словакии и Словении данный показатель выше, чем в ЕС, а в Чехии и Румынии он составляет более 40%. Подобная отраслевая структура ВВП – наследие централизованной плановой экономики.
В 90-е гг. 10 странами Восточной Европы были подписаны и вступили в силу т.н. Европейские соглашения с ЕС, которые призваны создать основы для постепенной интеграции стран региона с ЕС. В них включены особые положения, касающиеся определенных вопросов торговли. Благодаря региональному интегрированию с Западной Европой страны восточноевропейского региона присоединятся к крупнейшему в мире рынку.
От стран-кандидатов на вступление в ЕС требуется принятие установленного комплекса институциональных и юридических норм, касающихся евроинтеграции, который включает:
· содержание, принципы и политические цели, изложенные в договорах;
· юридические нормы, принятые в соответствии с этими договорами, и прецедентное право, применяемое Европейским судом;
· решения в рамках ЕС;
· совместные акции, заявления и прочие акты, одобренные в рамках единой внешней политики и единой политики безопасности;
· подписанные странами ЕС документы о совместных действиях, позициях, договоренностях; резолюции, заявления и прочие акты, согласованные судебными органами и в рамках внутренней политики;
· международные соглашения, подписанные ЕС, а также соглашения между странами-членами, относящиеся к сфере деятельности ЕС.
И хотя новым членам ЕС дается определенный «адаптационный» период, применение на практике объемной и сложной нормативной базы создает значительные трудности для стран-кандидатов: только Венгрия и Чехия продвинулись в принятии рамочных установок ЕС, касающихся технических стандартов и сертификации. Медленно внедряются в регионе экологические и социальные стандарты.
Перспектива членства в ЕС стимулирует страны Восточной Европы продвигаться по пути реформ, однако неопределенность даты вступления способны ослабить их усилия в этом направлении.
Проблема вступления стран региона в Европейский валютный союз
Европейский союз установил очень строгие критерии членства в ЕВС:
· среднегодовой темп инфляции предусмотрен на уровне трех стран с минимальным показателем плюс 1,5%, что составит примерно 2,6%;
· дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП;
· совокупная задолженность должна быть менее 60% ВВП;
· колебание обменного курса национальной валюты к ЭКЮ не должно выходить за рамки установленного Европейской валютной системой диапазона (2,25%);
· процентная ставка по долгосрочным кредитам установлена на уровне трех наиболее процветающих стран плюс 2%, что равно примерно 8,7%.
В настоящее время ни одна из этих стран не отвечает критериям конвергенции, хотя один-два кандидата из числа стран Восточной Европы фактически проводят более рациональную финансово-валютную политику, чем большинство нынешних членов ЕС. Если эти кандидаты будут введены в состав валютного союза одновременно с вступлением в ЕС, то критерии членства должны быть пересмотрены, так как они рассчитаны на зрелую экономику с невысокими темпами роста, а не на резвых аутсайдеров, более ориентирующихся на результаты, чем на экономическую политику.
Ни одна из стран региона не отвечает, например, критерию инфляции. Даже в Чехии, финансовое положение которой признается лучшим среди стран региона, актуальной остается проблема инфляции. В Венгрии и Польше аналогичные показатели намного выше.
Чешская Республика, Венгрия и Словакия удовлетворяют одному из наиболее важных финансовых критериев Маастрихта – дефициту госбюджета. Польша по этому показателю не входит в число кандидатов на прием в ЕВС.
По размерам государственного долга Чешская Республика, Польша и Словацкая Республика отвечают квалификационным требованиям Маастрихта.