Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Проблемы использования международных расчетных единиц.
Как уже отмечалось, на сегодняшний день стандарт СДР является бесперспективным и нуждается в принципиальном пересмотре [16].
Далее особое внимание следует уделить проблемам функционирования евро, как важнейшего претендента на место мировой расчетной единицы.
С первыми трудностями использования евро столкнулись на переходном этапе, когда евровалюта только начинала вводиться в безналичной форме. Эта чисто техническая трудность заключалась в том, что банки должны были переоформить банковские счета из традиционных национальных валют в евро. Были затрачены огромные средства на подготовительную работу с государственными институтами, крупными корпорациями и мелкими компаниями накануне введения евро. Также было обязательным проведение конверсии основной массы национальных наличных денег в евро. До конца 2001 года проводилась обширная информационная кампания, целью которой было разъяснение банкам, крупным корпорациям, мелким предпринимателям и населению механизма обращения банкнот и монет евро, а также технологии конверсии национальных валют. Банки и торговые организации зоны евро должны были быть готовы к использованию новой валюты в строго определенные сроки.
Крупной экономической проблемой функционирования валютного союза на этапе перехода к евро являлось формирование единой денежно- кредитной политики стран – участниц еврозоны. Очень трудно подобрать комбинацию мер, которая бы удовлетворяла все страны Евросоюза. В настоящее время экономика отдельных стран Европы находятся на подъеме, но при этом темпы их роста неодинаковы, при этом каждая имеет свои особенности. Несмотря на это европейский Центральный Банк и дальше намерен проводить единую денежную политику для всех стран еврозоны.
Единая денежная политика означает, что ЕЦБ установит единые процентные ставки в соответствии с экономическими условиями в еврозоне. В целом эти условия считаются благоприятными, за исключением высокого уровня безработицы. Хотя 11 стран сблизили темпы инфляции, процентные ставки и величину бюджетного дефицита, они сумели достичь этого проводя различную денежную и фискальную политику. Темпы экономического роста и уровень безработицы существенно варьируют в этих странах. Так, по данным статистики, в 1997 году темпы экономического роста в Ирландии развивались 8 %, в Финляндии – 5,9 %, в Италии – 1,5 %. В том же году безработица в среднем в еврозоне составляла 11,6 %, в Испании – 20,8 %, в Люксембурге – 3,7 %.
В еврозоне можно выделить две группы стран с конфликтующими потребностями: страны «ядра», к которым относятся Германия, Австрия, Франция, Люксембург и Бельгия, и страны «периферии», включающие Испанию, Португалию, Италию, Ирландию. Проведение жесткой денежно-кредитной и фискальной политики угрожают экономическому росту в странах «ядра». В свою очередь, в странах «периферии» быстрый экономический рост угрожает «перегревом» экономики [11,c. 38].
Наряду с выгодами от введения единой валюты и центральной денежно-кредитной политики некоторые издержки неопределенности неизбежны. Необходимо сопоставить выгоды от введения единой валюты с происходящей при этом потерей двух высокоэффективных инструментов экономического регулирования – независимой денежной политики и самостоятельного определения обменных курсов [6].