Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Роль и значение международной торговой политики.
Отмечают следующие доводы в пользу «свободной торговли». Так как структура и уровень технологических знаний каждой страны различны, то каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется на другие товары, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир – и каждая свободно торгующая страна – может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. Ели же страны не могут свободно торговать они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.
Учеными отмечается также и возможность достижения побочной выгоды от свободной торговли, заключающейся в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества, повышать качество продукции, используя новые методы производства, и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля, ко всему же, предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.
Несмотря на признание на международном уровне внешнеэкономической политики, основанной на принципах свободной торговли, как наиболее приемлемой, ряд стран в регулировании внешнеэкономических связей придерживаются политики протекционизма.
Протекционизм представляет собой внешнеэкономическую политику, опирающуюся на набор инструментов, способных обеспечить защиту национального рынка от иностранной конкуренции.
Итак, протекционистская торговая политика проводится с помощью следующих основных инструментов:
1. Тариф или таможенные пошлины - наиболее часто используемый инструмент в протекционистской торговой политике, представляет собой акцизный налог на импортируемый товар. Если тариф вводится только для того, чтобы добыть деньги для государства - он называется фискальным, если для сокращения или устранения импорта - протекционистским.
2. Импортная квота - инструмент протекционизма, с помощью которого устанавливаются максимально возможные объемы импорта на определенный период времени.
3. Нетарифные барьеры - ограничение международной торговли с помощью системы лицензирования (приобретения лицензий на торговлю товаром). К нетарифным барьерам относят также жесткий бюрократический контроль в таможенных процедурах, неоправданные стандарты качества товаров и др.
4. Добровольные экспортные ограничения - инструмент ограничения экспорта на добровольных началах для избежания более жестких барьеров.
5. Экспортные субсидии и компенсационные пошлины - инструмент стимулирования продвижения товаров за границу с помощью государственных дотаций и льгот. Экспортные субсидии вызывают обратную реакцию, осуществляемую путем взимания «компенсационных пошлин».
6. Демпинг - инструмент проведения протекционистской политики посредством международной ценовой дискриминации. Путем установления низких цен добиваются вытеснения конкурента с рынка. В последствии уровень цен выравнивают.
В целях противодействия демпингу вводится антидемпинговая пошлина - временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной.
В пользу политики протекционизма выдается ряд доводов. Среди них необходимость обеспечения обороны, увеличения внутренней занятости, защита молодых отраслей и диверсификация ради стабильности.
Аргумент необходимости обеспечения обороны состоит в следующем. Утверждается, что в нестабильном мире военно-политические цели (самообеспеченность) должны брать верх над экономическими (эффективность размещения мировых ресурсов). Но достижение самообеспеченности с помощью пошлин порождает издержки в форме более высоких внутренних цен на продукцию защищенных отраслей.