Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Цивилизационные измерения экономического развития современного государства
СССР и другие бывшие социалистические страны проходили фазы «форсированной индустриализации» и принудительной коллективизации на политической, а не на экономической, рыночной основе. В результате имеющиеся структурные перекосы настолько сложны, что будут нуждаться в долгосрочной системно-структурной трансформации, реиндустриализации, реприватизации сельского хозяйства, и переводе экономики на товарно-рыночные рельсы. Практика доказала, что законы рыночного товарного производства и предпринимательства оказались самыми адекватными с точки зрения развития производительных сил, внутренней и внешней интеграции производства, так как они создают условия для самоувеличения капитала. С другой стороны - административно интегрированный государственный «единый народнохозяйственный комплекс» СССР распался, как только союзные республики получили независимость, поскольку экономические интересы и товарно-денежные отношения, как основа для интеграции, не сформировались.
Возникает закономерный вопрос, а на каких основах будет базироваться интеграция мирового хозяйства в условиях перехода к постиндустриальным экономикам. Все последующие возможные трансформации экономики не отменяют товарного характера производства и рыночно-экономического характера международной и глобальной интеграции.
Развитие мирового хозяйства, как определенной целостности на основе соприкасания со всеобщими мировыми производительными силами, происходит на базе объективно возрастающей заинтересованности государств в функционировании мирового хозяйства. Последнее означает неуклонное углубление взаимозависимости стран - субъектов мирового хозяйства. Но реализация этих принципов является нелегким делом. В случае с Россией, которая вместе с другими странами стремится интегрироваться в европейскую и мировую экономику, речь идет о том, чтобы предварительно решить очень сложные проблемы становления собственной государственности, демократии, подвести под нее соответствующую экономическую основу. Международная экономическая интеграция России в решающей степени зависит от масштабов, темпов и «качества» трансформации внутренней (национальной) экономической системы (опираясь на собственные факторы развития), а далее от сбалансированной стратегии экономического сотрудничества с Востоком и Западом. Тут особое значение имеет трансформация системы собственности и государственного менеджмента, системы государственного регулирования.
На сегодняшнем этапе развития глобальных производительных сил происходит глубокая трансформация функциональной структуры мирового хозяйства. Основное направление трансформации переориентация и переход к постиндустриально-информационному типу функционирования всех систем и функций производства, обмена информации, инноваций, сервисной индустрии, управления, инфраструктуры, кредитования торговли, научного обслуживания и сопровождения.
Сегодня можем утверждать, что мировое хозяйство и все без исключения его национальные структурные составные части находятся на переходном этапе формирования и развития. Масштабы и уровень интеграции мировой экономики растут и становятся необратимыми явлениями и процессами.
Растет и открытость национальных экономик, их способность к дальнейшей интеграции. В развитых странах уже сегодня процесс расширенного воспроизводства невозможен без растущих внешнеэкономических связей, без дальнейшего усиления экономической взаимозависимости стран.
Существующее противоречие между разными социально-экономическими подсистемами в составе глобального мирового хозяйства (развитые страны, страны переходной экономики, развивающиеся страны) состоит в разном «качестве» их экономических систем и разных достигнутых уровнях экономического и социального развития. Наиболее развитые рыночные страны на нынешнем новом этапе, решительно ставшие на путь дальнейшей «социализации капитализма», опережают на этом пути все другие страны. Отставание других стран заостряет противоречие развития мировой экономики. Это противоречие может быть решено только постепенно, путем принятия соответствующих международных стратегий синхронизации взаиморазвития и сотрудничества.
Одним из главных современных противоречий мировой экономики является противоречие между интересами стран развитой рыночной экономики и интересами стран переходной, от централизованно руководимой к рыночной экономике. В развитых рыночных странах увеличивается концентрация и интеграция капитала и экономики, стремительно развивается НТП и на его основе - экономический рост, в странах переходной экономики продолжается длительный системный экономический кризис, трансформационные процессы угрожающе задержались на много лет, растет их относительное и абсолютное отставание в экономическом развитии. Этот потенциал угроз может привести к глобальной экономической войне за выживание и развитие.
В процессах трансформации современной региональной структуры глобальной экономики особое место занимают проблемы углубления европейской экономической интеграции и формирования европейского экономического пространства. На сегодняшний день еще не проведен глубокий экономический анализ этих проблем, не разработаны национальные концепции и стратегии участия в европейской интеграции. Эти выводы особенно характерны и для таких новых стран, как Россия и Украина, где происходят сложные трансформационные процессы. Европейский регион еще не сложился как завершенная целостная экономическая система. Новая тенденция развития Европейского региона состоит в том, что он объединяет защиту региональных интересов с развитием сотрудничества с другими регионами. В недрах региона очень медленно растут масштабы совместного предпринимательства, в том числе между западноевропейскими и восточноевропейскими странами, медленно идет процесс инвестирования и передачи технологий. Вместе с тем для новых рыночных стран, в том числе и для России, стратегически важно найти собственные источники развития, полагаться на свои силы и искать оптимальные соотношения внутренней системно-структурной трансформации и внешней интеграции.