Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Современное состояние внешнеторговых взаимоотношений России с Украиной.
Рис. 2.2. Часть отдельных товарных групп в импорте с Украины в РФ в 1991г. и 2001г.
За 2003 год общий товарооборот с Украиной товарами и услугами составил $12,047 млрд. и увеличился по сравнению с 2002 г. на 32,1% или на $2,932 млрд. При этом общий экспорт товаров и услуг увеличился на 29,3% и составил $7,614 млрд., а общий импорт товаров и услуг увеличился на 37,2% и составил $4,432 млрд. Сальдо внешней торговли с Украиной остается положительным – $3,181 млрд.
В последние годы экономические отношения РФ с Украиной начали приобретать признаки стабильности. Они становятся менее заполитизированными, больше подчиняются общим интересам. Активизируется на взаимовыгодных основах сотрудничество в аэрокосмической области, нефтеперерабатывающей промышленности и энергетике, судостроении. Значительную динамику приобретает сотрудничество в металлургическом комплексе, химической промышленности, транспортном машиностроении. Заметно оживилось развитие региональных связей.
В то же время, Россия остается самым крупным кредитором Украины, которая, к сожалению, не только не уплачивает своевременно долги, но и частично оспаривает их. Например, более чем $2,5 млрд. долга за газ она признает без достаточного обоснования лишь $1,362 млрд., несмотря на его реструктурирование 4 октября 2001 г. согласно межправительственному соглашению на 12 лет с трехлетним льготным периодом погашения и с низкой ставкой (LIBOR + 1%).
Стабильные партнерские отношения с Украиной — органическая составляющая процесса интегрирования России в Европу. При этом стратегия экономического партнерства может строиться на фундаменте общих интересов, а не зависимостей. Россия является наибольшим торговым партнером Украины, но таким же важным партнером является для РФ Украина, причем в самых приоритетных областях, от развития которых зависит уровень отношений России с ЕС и эффективность интегрирования в мировую систему хозяйства.
Ради своих взаимных интересов обе страны должны сосредоточить усилие на имплементации достигнутых договоренностей, которая даст возможность перейти от деклараций к практическим и прагматическим формам сотрудничества с взаимным учетом своих жизненно важных интересов. Речь идет о развитии:
· рынков сбыта;
· сотрудничества в энергетической сфере (развитие единой энергетической системы; обеспечение энергоносителями, общее использование нефтеперерабатывающих и других производств топливно-энергетических комплексов);
· транспортной сети;
· общих производственных структур, кооперационных и технологических связей;
· фондовых рынков и процессов взаимоинвестирования;
· общего рынка трудовых ресурсов;
· регионов, общих зон хозяйственной деятельности, контактных территорий с созданием внешнего пояса экономической поддержки российских интересов в Украине и украинских в России.
Вместе с тем эффективность реализации общих экономических проектов существенным образом будет зависеть от уровня взаимодействия с ЕС и другими международными структурами, формирование рациональных экономических отношений в границах СНГ, от выхода на рынки третьих стран с продукцией общих высокотехнологических производств (военно-технической, авиационной, ракетно-космической и других областей).
Государство может активно оказывать содействие внешнеэкономической деятельности хозяйственных субъектов в «украинском направлении». При этом главными критериями повышения эффективности внешнеэкономической политики должны быть: