Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Сумма
млрд.
долл.
Сроки погашения
5 августа 1992 г
1,0
5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев (CCFF, EFF)
6 июля 1993 г.
1,5
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года (CCFF, EFF)
25 апреля 1994 г
1,5
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года (CCFF, EFF)
11 апреля 1995 г
6,8
5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу (CCFF, EFF)
26 марта 1996 г
10,1
10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года по каждому отдельному траншу (CCFF, EFF)
20 июля 1998 г
11,2
1,5 года с отсрочкой погашения на 10 год по каждому отдельному траншу 5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев (SRF, EFF)
28 июля 1999 г.
4,5
5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу (EFF)
CCFF – механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования.
EFF – механизм расширенного финансирования, отменен в марте 1999 года.
SRF –дополнительное резервное финансирование, начало действовать с декабря 1997 года и явилась реакцией МВФ на азиатский кризис
Лондонский клуб объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского клуба, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время.
После распада СССР предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (к тому времени - 108 млрд. долларов), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего Союза. Но, как быстро выяснилось, только Россия могла обслуживать свои обязательства. Поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов принимает на себя все их долги. Такое непростое решение позволило нашей стране в то время сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечило доверие к нам потенциальных западных инвесторов.
Переговоры с Лондонским клубов были начаты еще в 1991 г. Через два года полномочия по обслуживанию внешнего долга и централизованных внешнеэкономических операций РФ были переданы Внешэкономбанку, а еще через два года, он был определен официальным должником перед Лондонским клубом. В 1995 г. во Франкфурте-на-Майне Правительство РФ и члены Банковского консультационного комитета клуба подписали меморандум о согласованных принципах реструктуризации долга бывшего СССР на сумму 32,3 млрд. долл. (основной долг - 24, проценты - 8,3) сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты по льготной ставке. Решено было реструктурировать весь долг вне зависимости от даты погашения, и сделать разбивку по невыплаченным процентам: отдельно за 91-92, за 93-95, за 96 и 97 гг. В конце 1997 г. Россия подписала с Лондонским клубом и само соглашение о реструктурировании задолженности.
В соответствии с достигнутыми договоренностями основной долг переоформлен в долгосрочный кредит (25 лет), агентом по которому выступает Bank of America. В частичную оплату процентов по основному долгу банкам-кредиторам выплачено более 3 млрд. дол. Для урегулирования оставшейся процентной задолженности осуществлен выпуск процентных ценных бумаг на сумму свыше 6 млрд. дол Эмитентом выступает Внешэкономбанк.
Интересно, что Россия в списке должников клуба занимает 4 место - после Бразилии, Мексики и Аргентины. Вообще, основные методы решения долговых проблем у клуба следующие: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. В последние годы Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, Бразилии и др. Польше и Болгарии, например, клуб просто списал значительную часть долгов, т.к. соотношение задолженности к экспорту в этих странах превышало уровень в 600 % (критическая точка - 275 %). Россия реструктурировала свой долг одной из последних. После долгих колебаний было решено, что для нее более перспективно все же не списание задолженности (это возможно только один раз, причем оставшуюся часть должник платит по довольно жесткому графику), а ее реструктуризация. На количество реструктуризаций никаких ограничений нет. В 2000 г. Лондонский клуб списал 40% долга России и реструктуризировал оставшуюся часть (20 млрд. долл.), с окончанием выплаты в 2025 г.
В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные правительствами развитых стран "под перестройку", продолжали действовать, продукция поступала всем бывшим союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга осуществлялось только за счет средств РФ. В рамках базового соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения с 18 странами-челнами клуба. Отсроченный долг подлежит погашению с 2002 г. по 2020 г. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей.
Россия взяла на себя обязательства по урегулированию задолженности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Остатки задолженности предполагается гасить товарными поставками (Словакия - 1,8 млрд. дол., Венгрия - 480 млн. дол., Республика Корея - 170 млн. дол., Болгария - 100 млн. дол., Польша - 20 млн. дол.)
Наиболее сложной с точки зрения урегулирования до последнего времени оставалась группа долгов - коммерческая задолженность перед десятками тысяч иностранных фирм-экспортеров большинства развитых стран мира. Российское правительство признала эту группу задолженности позже всех - в октябре 1994 г. Из-за того, что реально переговоры начались в декабре 1996 г., образовался большой временной интервал, в течение которого кредиторы были в полной неопределенности относительно погашения им задолженности. Поскольку требования западной системы бухгалтерского учета не допускали "провисания" в течение такого длительного периода на балансе фирм просроченных обязательство, это вынуждало фирмы продавать задолженность про бросовым ценам (15-20 % номинала) или искать пути решения своих проблем в российском Правительстве.
Россию принято относить (во всяком случае, так делает МБРР) к "умеренно обремененным внешним долгом странам со средним уровнем валового национального продукта (ВНП) на душу населения".
Очевидно, объясняется это избранными критериями: критическими лимитами, отражающими степень тяжести долгового бремени, считаются 80 % для коэффициента "ОВД (обслуживание внешнего долга) / ВНП" или 200 % для коэффициента "ОВД / экспорт товаров и услуг (ЭТУ)". Применяются, как известно, и другие коэффициенты; "внешний долг / ЭТУ" и "внешний долг / ВНП"
"Нормой" для коэффициента ОВД/ЭТУ принято считать 20-25% (оценки колеблются).
Распределение внешнего долга РФ
Диаграмма 1
"Всеобъемлющие" реструктуризации 1995-1997 и 2001 гг. (соглашения с Лондонским и Парижским клубами) должны были в принципе несколько улучшить показатели России по коэффициенту ОВД/ЭТУ, хотя реструктуризация не уменьшает размер, а лишь отодвигает по времени расчет по внешнему долгу. Кроме того, международная практика учитывает степень экономического развития страны, исходя из того, что один и тот же уровень коэффициентов может иметь разную тяжесть для различных стран в зависимости от их экономического развития
Что касается России, то в ее случае в современной обстановке невозможно сопоставление внешнего долга и его обслуживания с ВНП ввиду трудностей достоверного исчисления последнего в мировых ценах, и поэтому Россия продолжает делать займы в МФО, но уже на конкретные целевые программы. В основном это модернизация или переоснащение оборудования в государственных органах власти, помощь пенсионному фонду в проведении пенсионной реформы, реформ в социальной сфере, системе здравоохранения, программы переселения пенсионеров, инвалидов из районов Крайнего Севера, целевые программы субъектов Федерации. Всего в 2001 году были сделаны целевые займы у МФО на сумму 5,0349 миллиардов долларов. Срок погашения колеблется от 2003 до 2017 года.
Ниже приведены таблицы с данными о задолженности России на 1 января 2001 и 2002 года с сайта Министерства Финансов.
Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2001 года
Таблица 6
(млрд. долларов США)
Наименование |
01.01.01 |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерации) |
143,4 |
Задолженность странам - участницам Парижского клуба |
47,5 |
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
19,5 |
Коммерческая задолженность |
6,7 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
16,1 |
МВФ |
8,8 |
Мировой банк |
7,1 |
ЕБРР |
0,2 |
Еврооблигационные займы |
36,4 |
ОВГВЗ и ОГВЗ |
10,8 |
Задолженность по кредитам Банка России |
6,4 |
Структура государственного внешнего долга по состоянию на 01 января 2002 года
Таблица 7
(млрд. долларов США)
Наименование |
01.01.02 |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) |
130,1 |
Задолженность странам - участницам Парижского клуба |
42,3 |
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
14,8 |
Коммерческая задолженность |
6,1 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
15,2 |
МВФ |
7,7 |
Мировой банк |
7,2 |
ЕБРР |
0,2 |
Еврооблигационные займы |
35,3 |
ОВГВЗ и ОГВЗ |
10,0 |
Задолженность по кредитам Банка России |
6,4 |
Из приведенных выше таблиц видно, что в период с 01.01.01 по 01.01.02 государственный долг России сократился на 13 миллиардов долларов.
В 2003 году Россия намеривается погасить около 17 миллиардов долларов внешнего долга. На данный момент произведены следующие выплаты на сумму свыше 5,5 миллиардов долларов. Данные по выплатам приведены в таблицах ниже.
Январь 2003 г.
Таблица 8
млн. долларов США
Основной долг |
Проценты | |
Задолженность странам официальным кредиторам |
267,999 |
78,397 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
404,411 |
15,318 |
Еврооблигации Российской Федерации |
0,000 |
320,532 |
ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года |
0,000 |
0,000 |
Февраль 2003 г.
Таблица 9
млн. долларов США
Основной долг |
Проценты | |
Задолженность перед странами официальными кредиторами, банками и фирмами |
825,587 |
987,302 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
124,953 |
53,780 |
Еврооблигации Российской Федерации |
0,000 |
0,000 |
ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года |
0,000 |
0,000 |
Март 2003 г.
Таблица 10
млн. долларов США
Основной долг |
Проценты | |
Задолженность перед странами официальными кредиторами, банками и фирмами |
491,502 |
68,729 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
159,344 |
30,1 |
Еврооблигации Российской Федерации |
0,000 |
763,427 |
ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года |
0,000 |
0,000 |
Апрель 2003 г.
Таблица 11
млн. долларов США
Основной долг |
Проценты | |
Задолженность перед странами официальными кредиторами, банками и фирмами |
147,207 |
21,156 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
363,315 |
29,955 |
Еврооблигации Российской Федерации |
418,349 |
37,651 |
ОВГВЗ и ОГВЗ 1999 года |
0,000 |
0,000 |