Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Торгово-экономические отношения со странами СНГ (на примере Республики Казахстан)
После распада СССР единое экономическое пространство в его бывших пределах продолжает существовать. Однако во многом сохранение экономических связей между бывшими республиками СССР происходит по инерции. Вместе с тем вопросы экономического сотрудничества в рамках СНГ имеют жизненно важное значение для членов данного политического образования. Без развития торгово-экономических отношений между странами СНГ маловероятен их хозяйственный рост (по крайней мере, в ближайшей перспективе). Для России особую важность имеет развитие отношений в пределах постсоветского пространства прежде всего с Украиной, Белоруссией и Казахстаном. Первые две из названных бывших советских республик - основные стратегические партнеры России. Объективными предпосылками более тесной интеграции России, Украины и Белоруссии (экономической и, возможно, политической) являются общие корни, религия, культура, многовековая история (русские, украинцы и белорусы являются отдельными национальными группами-субэтносами одного народа-этноса) и основные экономические интересы (хозяйства славянских республик имеют схожую территориально-отраслевую структуру, что является основой для развития межреспубликанской специализации и кооперирования производства; важнейшие коммуникации в западном направлении, обеспечивающие внешнеэкономические связи России, проходят по территории Украины и Белоруссии и т.д.). Примерно в такой же степени обречены на интеграцию Россия и Казахстан по причине сложнейшего переплетения их коренных экономических и политических интересов. Почти половина граждан Казахстана - русскоязычное население. По территории Северного и Центрального Казахстана проходят жизненно важные для России коммуникации: железнодорожные (в том числе Главная Транссибирская) магистрали; автомагистрали; ЛЭП высокого напряжения; нефтепроводы и нефтепродуктопроводы. Российские территориально-производственные комплексы, расположенные по периметру границ с Казахстаном, ориентированы на получение казахстанского сырья и топлива. В свою очередь, развитие горнодобывающей и топливной промышленности Казахстана в наибольшей степени ориентировано на нужды российской индустрии. Также многие российские и казахстанские машиностроительные предприятия находятся в тесной кооперационной взаимозависимости. Однако в последние годы в силу разных причин усиливается процесс дезинтеграции экономик стран СНГ, функционировавших многие десятилетия как составные части единого хозяйственного комплекса. Это не может не иметь отрицательных (а в ряде случаев - катастрофических) последствий для любой из них, в том числе относительно законченных и в наибольшей степени автономных в рамках Содружества хозяйственных систем России и Казахстана. Данная негативная тенденция в отношениях между странами проявляется как на макро -, так и на мезо- (то есть между отдельными административными единицами России и Казахстана) и на микротерриториальном (в пределах административных районов двух стран, составляющих их общую приграничную зону) уровнях. Ситуация в области экономических отношений России и Казахстана имеет ярко выраженную тенденцию к ухудшению. Правительством Казахстана осуществляется активная политика по приватизации крупных государственных предприятий (горнодобывающих, цветной металлургии, топливно-энергетического комплекса, машиностроительных), которые в своей деятельности были в наибольшей степени ориентированы на связи с российской промышленностью. Российские фирмы очень вяло участвуют в процессе приватизации крупных предприятий казахстанской промышленности, здесь инициативу прочно захватили западноевропейские, американские, японские и южнокорейские компании. Управление тяжелой промышленностью Казахстана таким образом постепенно переходит в руки владельцев из третьих стран, которые мало заинтересованы в сохранении и развитии российско-казахстанских хозяйственных связей. Экономические и политические позиции России в пределах постсоветского пространства необходимо укреплять в настоящее время, на наш взгляд, именно в Казахстане.[1]
Уровень отношений между Россией и Казахстаном остается одним из самых близких в СНГ. Идет значительный рост взаимной торговли, львиная доля экспорта казахстанской нефти идет на мировой рынок через территорию России, но вместе с тем существует тенденция ослабления влияния России в Казахстане и вообще в Средней Азии в последнее время (в связи с созданием в регионе военных баз США). Все последние годы в регионе существовал негласный баланс влияния трех стран - США, России и Китая. Влияние Москвы строилось на доминировании в военно-стратегических вопросах: только Москва могла быть для стран региона гарантом безопасности от угроз терроризма. Но сегодня страны Средней Азии в этом вопросе зависят уже не только от России, но и от США, поэтому происходит изменение роли России в регионе. Этот процесс будет происходить и дальше, хотя Казахстан заинтересован в сохранении близких отношений с Россией. В современных российско-казахстанских отношениях можно выделить 4 основных направления: взаимодействие в решении общих политических, экономических, гуманитарных и экологических проблем. При этом в настоящее время сложились относительно благоприятные предпосылки для развития наиболее актуального для обеих сторон сотрудничества в экономической и экологической областях. Однако реализация возможностей укрепления российско-казахстанских связей в любой из сфер межгосударственного взаимодействия будет эффективно лишь на основе решения общих проблем в политической и гуманитарной областях. Речь идет прежде всего о реальном выполнении договоренностей между Россией, Казахстаном и другими странами, входящими в 'Союз пяти', по созданию таможенного союза с последующим переходом к его трансформации в общий рынок и далее в экономический союз, а также частичном или полном устранении причин, вызывающих массовую иммиграцию русскоязычного населения из Казахстана в Россию. На наш взгляд, в межгосударственных отношениях России и Казахстана более активную роль должна играть российская сторона. Именно от России, по нашему мнению, должны исходить основные инициативы по развитию политического, экономического, гуманитарного и экологического сотрудничества между нашими странами (поскольку для России эти проблемы более актуальны) на самом высоком государственном уровне, принимая во внимание степень централизации власти в Казахстане.
Актуальность исследований в области российско-казахстанских отношений и предопределила выбор темы данной курсовой работы.
- Исторический аспект особенностей разделения экономик России и Казахстана в рамках распада СССР и создания СНГ.
- Торгово-экономическое положение Казахстана в экономическом пространстве стран СНГ.
- Обзор современной торгово-экономической ситуации в отношениях между Россией и Казахстаном.
- Процесс демократизации торгово-экономических отношений России и Казахстана.
- Правовое регулирование торгово-экономических отношений России и Казахстана
- Анализ зоны свободной экономической торговли Казахстана и России.
- Проблемы торгово-экономических отношений России и Казахстана.
- Рекомендации по ускорению дальнейшей эффективной демократизации торгово-экономических отношений между Россией и Казахстаном.