Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Методика изучения конъюнктуры.
ОТВЕТ
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ - последовательность действий и совокупность конкретных методов и приемов исследования, которые помогают дать анализ сложившемуся положению на рынках и выработать прогноз ближайших перспектив развития товарного рынка.
Основные показатели изучения конъюнктуры мировых товарных рынков.
1. Показатели сферы материального производства — данные об объеме добычи полезных ископаемых, урожаях сельскохозяйственных культур и объеме промышленного производства.
Существуют абсолютные и относительные показатели;
прямые и косвенные (занятость, фонд заработной платы, продолжительность рабочей недели).
2. Показатели внутреннего товарооборота характеризуют положение на национальных рынках:
• розничный и оптовый товарооборот;
• данные о платежеспособном спросе населения (номинальные и реальные ставки заработной платы, величина потребительского кредита, индекс стоимости жизни);
• движение товарных запасов (они отстают от динамики объема производства, достигают максимума в начале кризиса и сокращаются до минимума при переходе в фазу депрессии; существует прямая связь между объемом производства и запасами сырья и обратная связь между объемом производства и запасами готовой продукции);
• данные о внутренних перевозках грузов (растут при увеличении объема производства).
3. Показатели внешней торговли — географическая и товарная структура внешней торговли (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт), экспортная и импортная квоты (существует некоторое отставание динамики объемов внешней торговли от динамики объемов производства).
4. Показатели финансово-кредитной сферы важны для исследования общехозяйственной конъюнктуры — курс акций, величина учетного процента, число банкротств, слияний, поглощений, банковские депозиты, реструктуризация компаний.
Если, например, курс акций большинства компаний или индекс Доу-Джонса растут, то это говорит об улучшении конъюнктуры рынка.
Если растет учетный процент, то это свидетельствует об увеличении спроса на ссудный капитал, что ведет за собой рост инвестиционной деятельности и рост объемов промышленного производства.
5. Банкротства в настоящее время носят, как правило, скрытый характер в форме слияний (консолидирующие, субсидирующие, абсорбирующие), поглощений (аквизиции, борьба за доверенности, приватизация, национализация, программы акционирования работников (ESOP), реструктуризация).
6. Данные об объеме капиталовложений. Если объем капиталовложении растет, то конъюнктура улучшается.
7. Данные о заказах.
Существует два варианта:
• данные о портфеле заказов — объем заказов, имеющихся у данной фирмы или всей отрасли на определенную дату, что позволяет судить о загрузке конкретного предприятия или отрасли в целом;
• данные о поступлении заказов — объем заказов, полученных фирмой или отраслью за определенный период времени (год, квартал, месяц). Эти показатели включают особенности спроса на товар и важны для оценки конъюнктуры. Если поступление заказов растет быстрее, чем объем продаж, то конъюнктура улучшается, если объем загрузки мощностей больше поступления заказов, то конъюнктура ухудшается.
8. Цены — самый важный показатель в оценке конъюнктуры, аккумулирующий все предыдущие показатели. При исследовании рынков надо учитывать:
• всеобщую взаимосвязь явлений современной мировой экономики. На товарном рынке нельзя проводить исследование на одном рынке и не учитывать общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру смежных рынков;
• тенденции на одних товарных рынках нельзя механически переносить на другие (даже смежные);
• необходимость постоянного наблюдения за конкретным товарным рынком. Работа над изучением конъюнктуры должна носить постоянный характер, должны учитываться как социальные, так и политические факторы.