Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Основные цели и структура ВТО
В области регулирования инвестиций главная задача состоит в разработке многосторонних правил, подобно существующим многосторонним правилам в торговле.
В дополнение к мерам в отдельных секторах необходим всеобъемлющий подход к инвестициям в рамках ВТО, который бы распространил на заграничные капиталовложения ее основополагающие принципы — режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, а также включал бы требования, связанные с охраной окружающей среды.
Опасность заключается в том, что в отдельных странах до сих пор существуют несовместимые и даже дискриминационные национальные режимы в отношении иностранных инвестиций.
Необходимо обеспечить действительно многосторонний подход к этой проблеме, который бы принимал во внимание не только роль инвестиций в международной торговой системе, но также общую заинтересованность индустриальных и развивающихся стран в благоприятном инвестиционном климате.
В настоящее время в мире существует свыше 900 двусторонних инвестиционных соглашений, и, конечно, было бы желательно иметь одно для всех стран с одинаковыми правилами и дисциплиной. По мере либерализации торговли возникает проблема регулирования конкурентной политики, ибо независимо от государственных мер, торговые барьеры создают сами компании.
В этой связи необходимо либо принять решение на многосторонней базе, обязывающее правительства соответственно скорректировать национальную конкурентную политику либо разработать основные правила международной конкуренции.
Потребуются значительные усилия, чтобы довести до сознания народов стран мира, что свободная мировая торговля и многостороннее ее регулирование отвечают их интересам. Быстрая глобальная интернационализация порождает обстановку нестабильности во многих странах, провоцируя определенные круги на сохранение протекционизма.
Однако история свидетельствует, что свободная торговля с правилами многосторонней системы является ключом к экономическому развитию.
Следует также укреплять основную договоренность, которая в настоящее время объединяет все страны. Индустриальные страны должны сохранять открытыми свои рынки и больше их либерализовать в будущем.
Развивающиеся страны должны продолжать идти по пути либерализации торговой и инвестиционной политики, должны стимулировать интеграционные процессы.
Индустриальные и развивающиеся страны вместе призваны содействовать улучшению социально-экономической ситуации в наименее развитых странах.
В качестве средств решения этой задачи следует обеспечить полную свободу доступа на внешние рынки товаров и услуг из наименее развитых стран (закрепить беспошлинный режим и устранить все остающиеся количественные ограничения импорта), улучшить режим для иностранных инвестиций в указанных странах, содействовать их региональному сотрудничеству и принять более гибкие правила происхождения в отношении товаров последних.
Важно добиться подлинной универсальности ВТО, для чего необходимо принять Китай, Россию и все другие страны, находящиеся вне этой организации, в ее систему.
Это свидетельствует не только о большом значении, которое придается присоединению России к ВТО, но и заинтересованности в том, чтобы Россия стала участником многосторонней системы торговых правил. Наличие общего интереса как у России, так и у ВТО объективно содействует поиску взаимоприемлемых компромиссных решений на пути к присоединению, но не следует преувеличивать роль данного фактора. Особенность присоединения большой страны с переходной экономикой порождает серьезные вопросы, ответы на которые должен дать баланс между надеждами стран-кандидатов, «коммерчески значимыми» интересами нынешних членов ВТО и необходимостью сохранить единство системы и ее правил.
Кандидаты и члены ВТО одинаково несут ответственность за то, чтобы переговоры о вступлении завершались как можно быстрее, но таким образом, чтобы укрепить систему в целом.
За последние 15 лет произошел «драматический взрыв» в области заключения соглашений об особо тесном сотрудничестве отдельных, групп стран, и сегодня эти соглашения стали существенным фактором международных экономических отношений (число таможенных союзов и зон свободной торговли уже превышает 100). В настоящее время почти все страны-члены ВТО являются участницами одного или нескольких региональных соглашений. Региональная либерализация сама по себе не повод для беспокойства сторонников многосторонней системы. Региональные инициативы могут вносить существенный вклад в развитие многосторонних правил и обязательств, а также давать сильный импульс ускорению роста национальных хозяйств в рамках более широкого экономического пространства.