Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Интеграционные тенденции в региональных объединениях .
Цели создания вышерассмотренных интеграционных объединений стран СНГ заметно различаются между собой. Это предполагает рассмотрение каждого из объединений как относительно самостоятельного субъекта интеграции, несмотря на то, что одни и те же страны входят одновременно в разные региональные объединения.
Каждое из объединений имеет различные доли в основных макроэкономических показателях по Содружеству в целом. Динамика этих долей представлена в таблице 3.1 (cм. приложение).
Из таблицы видно, что самым весомым во всём СНГ по всем макроэкономическим показателям является ТС. За ним в порядке убывания расположены СБР, ГУУАМ, ЦАЭС.
Однако динамика изменения удельного веса объединений по разным макроэкономическим показателям различна. Так, доля численности населения ЦАЭС и ГУУАМ увеличилась, а СБР и ТС – снизилась. В тоже время в ВВП возросла доля СБР и ТС, уменьшилась доля ЦАЭС и ГУУАМ. В объёме промышленности заметно возросла доля ЦАЭС. В объёме продукции сельского хозяйства доли объединений существенно не изменились. Велики различия в динамике розничного товарооборота: доли СБР и ТС возросли в 1,24 и 1,18 раза соответственно, доли ЦАЭС и ГУУАМ снизились в 1,15 и 1,64 раза соответственно.
Разнонаправленная динамика численности населения и производства свидетельствует о значительных изменениях их основных макроэкономических показателей в расчёте на душу населения.
Уровень экономического развития всех региональных объединений в 1998 году был далёк от уровня 1990 года. Ближе всего от него оказалось ЦАЭС: в 1998 году ВВП в нём составил 0,686 ВВП 1990 года. Доля ВВП в 1998 году от ВВП в 1990 году в СБР и ТС составила 0,586 части, в ГУУАМ – 0,415 части.
Для измерения интеграционных тенденций в региональных объединениях стран СНГ, оценки их усиления необходимы соответствующие критерии. Они могут быть построены в соответствии с сущностью интеграционного процесса.
В настоящее время теория и практика интеграции исходят из того, что экономическая интеграция осуществляется на двух уровнях – стран в целом и их хозяйствующих субъектов. На макроуровне экономическая интеграция рассматривается как добровольное согласованное развитие воспроизводственных процессов суверенных государств. На микроуровне – как свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы субъектов хозяйствования интегрирующихся стран. Другими словами, на макроуровне интеграционный процесс есть результат сознательных целенаправленных действий, на микроуровне – результат действия стихийного рыночного механизма, узлы и детали которого – экономические субъекты – действуют руководствуясь преимущественно экономической выгодой.
Такой подход помогает сформировать систему критериев интеграции, позволяющих оценивать интеграционные процессы на двух уровнях, исходя из имеющихся статистических данных (критерии пронумерованы).
Критерии на макроуровне:
1. Изменение объёма товарооборота между странами-членами объединений.
2. Изменение доли внешнеторгового оборота стран внутри объединений во всём их внешнеторговом обороте со странами СНГ.
3. Изменение тенденций взаимодополнения структур промышленного производства стран-членов объединений.
4. Изменение тенденций взаимодополнения структур капитальных вложений по отраслям промышленности стран-членов объединений.
Усиление значений этих критериев свидетельствует о повышении уровня согласованности воспроизводственных процессов в странах соответствующего объединения, то есть об усилении интеграционных тенденций в данном объединении на макроуровне.
Критерии на микроуровне:
5. Сближение среднедушевых макроэкономических показателей производства и потребления.
6. Сближение значений среднемесячной заработной платы и пенсии.
Сближение значений этих критериев у разных стран свидетельствует об усилении взаимного свободного перелива их товаров и услуг, труда и капитала, повышающего уровень равномерности в развитии рассматриваемых стран СНГ, то есть приближающего их к уровню когерентности (статья В Маастрихтского договора стран Европейского союза), что означает усиление тенденций к микроинтеграции.
В соответствии с этими шестью критериями был проведён анализ экономики стран СНГ различных региональных объединений.
Критерий 1. „Изменение объёма товарооборота между странами-членами объединений”. Исходя из этого критерия проведены необходимые расчёты, результаты которых представлены в таблице 3.2.
Во внешнеторговом обороте между странами СБР и ТС в 1998 году по сравнению с 1996 годом наблюдался рост: в 1,42 и 1,06 раза соответственно. А в ЦАЭС и ГУУАМ наблюдался спад внешнеторгового оборота в 1,42 и 1,37 раза соответственно. Сравнение с 1996 годом вместо 1990 года не случайно. Дело в том, что условно периодом спада можно считать период 1990-1996 годов, а период с 1997 года можно характеризовать периодом некоторого оживления. Поэтому позитивные сдвиги показателей относительно 1996 года дают основание говорить о точке перегиба дезинтеграционных тенденций на интеграционные.