Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Интеграционные тенденции в региональных объединениях .
В 1990 году доля торгового оборота РМ с СНГ составляла 0,8135, а доли Беларуси, России, Украины во внешнеторговом обороте РМ с СНГ составляли соответственно 0,069, 0,581, 0,251. Доли основных торговых партнёров РМ в её совокупном торговом обороте составляли соответственно 0,056132, 0,47264, 0,20419.
В 1997 году доля внешнеторгового оборота РМ с СНГ в её совокупном внешнеторговом обороте составляла 0,59297, а доли Беларуси, России, Украины – соответственно 0,040882, 0,41165, 0,12739.
В 1998 году доля внешнеторгового оборота РМ с СНГ в совокупном внешнеторговом обороте составляла 0,525, а доли Беларуси, России, Украины – соответственно 0,049875, 0,34369, 0,12075.
Совокупный внешнеторговый оборот в 1990, 1997, 1998 годах соответственно составлял 20,898, 2,0451, 1,6558 млрд. долл. Примем уровень 1990 года за единицу, тогда в 1990, 1997, 1998 годах относительный совокупный внешнеторговый оборот составил соответственно 1, 0,097861, 0,079232.
Перемножим последние значения на доли Беларуси, России, Украины в совокупном внешнеторговом обороте РМ в соответствующие годы, а также на соответствующие коэффициенты а. Получим агрегированные показатели, характеризующие интенсивность интеграционных процессов между РМ и её основными торговыми партнёрами. Эти показатели более полно отражают характер интеграционных процессов, нежели простое сопоставление степеней взаимозависимости структур производства и инвестиций (см. приложение, табл. 3.18).
По данным таблицы видно, что во всех парах стран наблюдаются сильнейшие дезинтеграционные процессы: в целом в 16,2 раза, по инвестициям – в 10,9 раза. Однако, следует отметить, что на общем фоне спада снижение показателей по паре Молдова-Беларусь произошло не столь сильно, как по парам Молдова-Россия и Молдова-Украина. Это позволяет говорить об относительном росте значимости Беларуси как торгового партнёра РМ. К тому же доля Беларуси во внешнеторговом обороте РМ с СНГ с 0,069 в 1990 году возросла до 0,095 в 1998 году.
Критерий 5. „Сближение среднедушевых макроэкономических показателей производства и потребления”. Для этого критерия использовалась величина отношения максимального значения к минимальному соответствующих анализируемых показателей в рассматриваемые годы по странам-членам группировок (см. приложение, табл. 3.19).
Из таблицы следует, что в 1998 году по сравнению с 1990 годом уровень неравномерности распределения значений среднедушевых показателей производства и потребления по всем региональным объединениям стран СНГ повысился, что свидетельствует о наличии дезинтеграционных процессов по критерию 5. Максимальное отношение вычисленных показателей 1998 года к показателям 1990 года зафиксировано по ВВП в ТС (3,16). Минимальное отношение – по промышленной продукции в СБР (0,944).
Критерий 6. „Сближение значений среднемесячных заработной платы и пенсии”. Расчёты, аналогичные предыдущим, помещены в таблицу 3.20 (см. приложение).
Из таблицы видно, что по СБР и ГУУАМ уровень неравномерности по зарплате и пенсии снизился, а по ЦАЭС повысился. По ТС уровень неравномерности по зарплате возрос, а по пенсии снизился. Поскольку изменение неравномерности в заработной плате важнее, чем по пенсии, к тому же в ТС величина роста зарплаты превышает величину роста пенсии, можно говорить, что снижение неравномерности по зарплате и пенсии в целом произошло во всех интеграционных объединениях.
Подытожим проделанный по всем шести критериям анализ. Для простоты положим, что значения, весомости, каждого критерия примерно равны. В целом если объединение характеризуется усилением значений показателей по всем шести критериям или по большинству из них, это позволит говорить о позитивном развитии интеграционных процессов в данном объединении. Результаты анализа по шести критериям сведены в таблицу 3.21 (см. приложение).
Из таблицы видно, что во всех объединениях после 1996 года интеграционные тенденции превалируют над дезинтеграционными. Это вселяет надежду на то, что резервы для восстановления былых связей в СНГ до конца не исчерпаны.