Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Стратегическое партнёрство России, как основного стержня снг .
Хотя страны СНГ официально объявлены приоритетными партнёрами РФ, в действительности они таковыми не являются. Определённая доля вины за это лежит и на РФ. В течение 90-х годов она фактически ничего не сделала для укрепления экономических связей со странами СНГ и проявила неприкрытое равнодушие к развитию интеграции на постсоветском пространстве.
Пассивность экономической политики РФ в отношении стран СНГ объясняется рядом субъективных причин.
Во-первых. Вследствие частых перетрясок состава правительства внимание Москвы в основном концентрировалось на внутрироссийских политических проблемах, а задача укрепления связей со странами СНГ отошла на второй план.
Во-вторых. Руководство стран СНГ на словах признавало ключевую роль РФ в постсоветский период, а на деле нет. В некоторых странах СНГ до сих пор проводится откровенно антироссийская политика.
В-третьих. В течение 90-х годов РФ стремилась отойти от прежних стереотипов имперского поведения. В столицах некоторых стран СНГ подобные стереотипы постоянно муссируются и используются в качестве механизма политического давления на Москву.
В результате в СНГ сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, страны СНГ остро нуждаются в экономическом потенциале РФ, а с другой – национальные правящие элиты сознательно нагнетают страсти, постоянно твердя о стремлении старшего брата управлять ими. Всем желающим участвовать в реальной интеграции, очевидно, необходимо признать лидирующую роль РФ.
РФ не может бесконечно действовать в ущерб собственным интересам, даже искренне желая помочь другим странам СНГ.
Многолетняя дискуссия о создании СНГ показала, что участие в ней РФ чревато крупными для неё потерями. Вхождение РФ в ЗСТ без всяких изъятий может нанести большой ущерб российской экономике (по имеющимся оценкам до 2 млрд. долл./год).
Присоединение РФ к ЗСТ означает ликвидацию пошлин на территории государств-участников, а НДС должен будет взиматься по принципу страны назначения. РФ справедливо предлагает странам СНГ включить в список изъятий прежде всего российские энергоносители и наращивать товарообмен в рамках ЗСТ за счёт возобновления поставок традиционных товаров, в которых остро нуждается РФ, а также восстановление машинотехнического и наукоёмкого экспорта.
В кризисной ситуации, характерной для экономик постсоветских стран вряд ли можно надеяться, что предложения Москвы найдут положительный отклик в их столицах. Унифицированная экономическая политика, для проведения которой ещё не созрели необходимые предпосылки, приведёт нынешних – не всегда хороших и не всегда верных союзников РФ (Киев, Тбилиси, Кишинёв и ряд других) – в стан жёстких, прагматичных и успешно давящих на Кремль стратегических партнёров из NATO.
Урок распада единого экономического пространства бывших социалистических стран в рамках СЭВ не пошёл впрок российским реформаторам. В течение 40 лет СССР субсидировал своих восточноевропейских партнёров. Согласно имеющимся оценкам, в 1970-1984 годах суммарный экономический эффект, полученный ими только от торговли с СССР достиг 196 млрд. долл. В середине 1990 годов СССР принял одностороннее решение о выходе из системы расчётов в переводных рублях, что привело к развалу СЭВа. Потеряв в одночасье восточноевропейское экономическое пространство, РФ как правопреемница СССР утратила большую часть наработанных хозяйственных связей. В результате она лишилась прямых и косвенных дивидендов от инвестиций, сделанных в прошлом в экономику бывших союзников. Место РФ без промедления заняли экономически более сильные державы.