Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Оценка факторов, влияющих на инвестиционный климат
*январь-март ** по оценке Минэкономразвития
Практически все макроэкономические показатели свидетельствуют о росте и оздоровлении экономики. Что в немалой степени положительно влияет на динамику иностранных инвестиций. Вместе с тем сохранятся ряд не устраненных проблем, представляющих угрозу положительной тенденции.
В целом происходящая в настоящее время смена факторов экономического роста от внешних к внутренним протекает достаточно болезненно. Возможности поддержания устойчивого роста в рамках существующей структуры производства и мощностей близки к исчерпанию. Для ускорения роста необходимы активизация структурных реформ в экономике, продолжение ее дебюрократизации, создание условий для притока инвестиций и развития новых предприятий и технологий. При этом сырьевые отрасли не могут обеспечить устойчивые темпы роста даже в среднесрочной перспективе. Необходимо создание условий для перетока избыточного капитала сырьевого сектора в обрабатывающие отрасли и сферу услуг и их эффективного развития.
4. Состояние государственного долга.
Сильнейшим фактором нестабильности, связанным с возможной финансовой несостоятельностью государства, является огромный государственный долг, в первую очередь внешний. Состояние государственного долга предопределяет низкий кредитный рейтинг России и высокие процентные ставки, поэтому без решения проблемы задолженности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала на приемлемых условиях.
Государственный долг Российской Федерации на 1 января 2001 года составил 4479,7 млрд. рублей (63,4% к объему ВВП). 87,6% составляет Внешний долг. В среднесрочном периоде предполагаемая динамика государственного долга по отношению к ВВП имеет понижающуюся направленность, что связано, прежде всего, с ограничительной политикой заимствований в целях рефинансирования государственного долга в условиях относительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
По результатам проведенных проверок Счетная палата Российской Федерации неоднократно отмечала, что Правительство Российской Федерации не создало систему, позволяющую обеспечить привлечение иностранных кредитов на решение действительно жизненно важных проблем социально-экономического развития страны, а также систему действенного контроля за целевым использованием и своевременным возвратом российскими предприятиями и организациями предоставленных займов. Не разработан действенный механизм по включению в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации конкретных получателей заемных средств и их гарантов.
Расходы федерального бюджета на обслуживание и погашение государственного внутреннего и внешнего долга будут и в дальнейшем занимать доминирующее положение в бюджетных расходах и оказывать негативное влияние на экономическую политику страны. Невозможно без значительного ущерба для социально экономического развития осуществить обслуживание долга в полном объеме. Поэтому необходимо сочетать несколько форм урегулирования долга. Госдолг препятствует развитию российской экономики не только из-за необходимости выделения ресурсов на обслуживание, но и из-за отсутствия договоренности о долгосрочном посильном графике обслуживания. Это повышает неопределенность для предпринимателей и инвесторов.
Вместе с тем, позитивные тенденции в развитии экономики, профицитная бюджетная политика государства, более эффективное управление государственными активами и пассивами заметно снижают остроту долговой проблемы. Динамика относительных затрат на обслуживание и погашение государственного долга свидетельствует, что ежегодные платежи по долговым обязательствам в процентах к ВВП сократятся за период 1999-2004 годы практически в 2 раза - с 10,8 до 5,6 процента, соответственно значительно снизится долговая нагрузка на федеральный бюджет.