Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Оценка факторов, влияющих на инвестиционный климат
9. Виртуальная экономика и структурная политика
Виртуальной экономикой – это экономику бартера и неплатежей, возникшую в России вследствие сохранения высокой доли предприятий, производящих отрицательную добавленную стоимость. Подавляющее большинство российских предприятий опутано долгами, с которыми у них нет шанса рассчитаться. Их продукцию, как правило, не удается реализовать за деньги. Применяются завышенные бартерные цены, отражающие дисконт менее совершенных средств оплаты, таких, как товары или денежные суррогаты, многовариантность средств оплаты увеличивает трансакционные издержки при адаптации к условиям каждой конкретной сделки. Экономика неплатежей создает предпосылки для уклонения предприятий от уплаты налогов и провоцирует все большее число предпринимателей становиться недобросовестными налогоплательщиками, что ведет к углублению кризиса неплатежей.
При наличии большого количества долгов практически любое российское предприятие отвечает формальным признакам банкротства. Имея в виду высокую вероятность потери прав собственности на предприятие в результате возможной процедуры банкротства, инвесторы не чувствуют стабильности и воздерживаются от инвестирования в данное предприятие. Накопленные долги делают заведомо невыгодными любые вложения, так как неоправданно увеличивается стоимость входа на рынок и период окупаемости проекта.
В условиях мягких бюджетных ограничений и слабого корпоративного контроля предприятия наращивают дебиторскую задолженность, в последствии оказывающуюся безвозвратным убытком, и месяцами не выплачивают зарплату своим служащим, государство не финансирует в полном объеме госзаказ, а население задерживает оплату коммунальных услуг.
В то же время государство, особенно за счет региональных и местных бюджетов, поддерживает нежизнеспособные предприятия вместо того, чтобы содействовать ускоренному развитию эффективных, особенно в малом бизнесе. Такая структурная политика, хотя и сдерживает социальное напряжение, но больше препятствует реструктуризации экономики и решению социальных проблем.
Несмотря на ухудшение финансового положения предприятий в 2002 г., в промышленном секторе начинается нормализация структуры платежей и дальнейшее увеличение доли денежных средств в расчетах за продукцию предприятий. Помимо этого, объем просроченной задолженности предприятий и организаций в течение 2002 сократился. Безусловно, эта проблема будет решать еще очень долго и болезненно, но и сейчас наметившаяся положительная тенденция снижает риски иностранных инвесторов.
10. Преступность и коррупция
Масштабы преступности и коррупции чрезвычайно велики и оказывают крайне негативное влияние на инвестиционный климат. По наиболее вероятным оценкам теневая экономика в России охватывает около четверти ВВП.
Компании, осуществляющие нелегальную деятельность, несут меньшее налоговое бремя, и они обычно тесно связаны с криминальным миром, что позволяет агрессивно продвигаться на новые рынки и ставит барьер законопослушным конкурентам для начала предпринимательской и инвестиционной деятельности. Издержки нелегального бизнеса, оцениваемые на уровне 10%, по-прежнему намного меньше совокупной налоговой нагрузки, получаемой от уменьшения налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, умеренного НДС и достаточно высокого единого социального налога. Размер налогового изъятия, уравнивающий легальный и теневой бизнес с учетом фактора риска, оценивается на уровне 15 - 20%, что в ближайшей перспективе недостижимо
Если крупные иностранные компании мало сталкиваются с организованной преступностью, то мелкие и средние, а российские - независимо от размера, испытывают ее давление. В таких условиях возможности ведения какой-либо предпринимательской деятельности (включая инвестиции) существенно сокращаются. Возможность же ведения "белой" деятельности в таких условиях, т.е. предполагающей уплату не только ренты бандитам, но и налогов государству, исключена полностью. Таким образом, организованная преступность стала реальным конкурентом государства в "сборе налогов". Кроме того, она объективно препятствует переходу предпринимателей из "теневой" экономики в легальную.