Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Трансформация экономической роли государства и государственной экономической политики в странах с переходной экономикой.
Создание демократической рыночной экономики требует кардинального усиления роли государства, укрепления его экономических и стратегических институтов. Как и в других странах, в России должна существовать единая экономическая стратегия и политика и единая практика последовательного государственного регулирования экономики.
Рассмотрение экономической роли государства, очевидно, не следует ограничивать лишь интересами такой этапной глобальной трансформации, как революционный переход от системы государственной экономики к системе демократической экономики во многих новых странах мира.
В условиях постиндустриального общества и информационной экономики государство, как социальный институт, впервые выступает инструментом реализации экономических интересов не какого-либо господствующего клана, а общества в целом. Потому главными функциями государства становятся поиски форм социального партнерства, социального компромисса, социального равновесия и, прежде всего, социальной эффективности. Социализация производства и социализация экономики становятся важнейшими приоритетами государства.
Роль государства должна быть особенно значительной, когда речь идет о разработке и реализации общенациональной стратегии структурной перестройки экономики, когда государство располагает эффективными средствами влияния на экономику не путем «отмены» объективных экономических законов, а путем учета и стимулирования их действия. Волюнтаризм и деспотизм государства, когда оно игнорирует экономические законы и законы развития производства, приводят к тотальной, плановой дезорганизации экономики, установлению искусственных пропорций и связей, а, в конце концов, тормозят экономическое развитие. Излишнее вмешательство государства в экономику, особенно тотальное огосударствление экономики, является крайним проявлением экономической роли государства.
Исходя из идеологических, политических принципов, государство, пришедшее на смену Российской империи, очень быстро разрушило рыночную экономическую систему и сформировало командно-административную систему хозяйствования. Но сегодня государство неспособно «ввести» рыночную систему путем издания декретов и предоставления правительствам чрезвычайных полномочий. Таким образом, новое посткоммунистическое государство не может своими декретами заставить общество быстро восстановить и задействовать рыночную экономическую систему. Но роль государства в этом случае состоит в том, чтобы содействовать созданию новой рыночной среды, рыночной инфраструктуры, нового экономического законодательства, единых правил экономического поведения граждан, их экономической культуры. Речь идет о главном - рыночной ментальности наций. В тех посткоммунистических странах, где она сохранилась, рыночные реформы проходят намного успешнее (Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Эстония, Литва, Латвия). В странах, где рыночная ментальность была разрушена полностью (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан и др.) и где не уделяется достаточного внимания ее возрождению, трансформация государственной экономики в демократическую рыночную экономику идет крайне трудно или безуспешно.
Для формирования внутренней рыночной среды в новых независимых странах нужен относительно длительный переходный период. Этот период должен быть наполнен крупными последовательными инвестициями в формирование рыночного менталитета и рыночной среды. Как показывает анализ, ни одна из посткоммунистических стран не обеспечила реализацию этого требования. Второе требование переходного периода состоит в том, чтобы не допустить разрушения старого хозяйственного механизма, пока не создан новый. То есть речь идет о сочетании разных форм и методов управления на переходном этапе, об использовании административных методов.