Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Трансформация экономической роли государства и государственной экономической политики в странах с переходной экономикой.
Эволюция государственности и государства, историческая трансформация экономической политики государств, модификация экономических стратегий государства, поиск рациональных стратегии и политик - на сегодня это актуальные задачи исследователей проблем международного экономического развития. Новая история экономической политики государства начинается с первоначального накопления капитала и становления строя предпринимательской рыночной экономики. Трансформация экономической политики начинается с меркантилизма, как первой научно обоснованной и практически реализованной экономической политики государства. В основе этой концепции - расширение вмешательства государства в процессы экономического воспроизводства и развития. В процессе трансформации экономической политики концепция меркантилизма была заменена концепцией физиократов, основным содержанием которой были идеи свободы торговли, максимального ограничения вмешательства государства в экономику. В дальнейшем эта концепция, в свою очередь, трансформировалась в экономическую политику свободной конкуренции на основе идей школы классической политической экономии.
Трансформация экономических систем неизбежно ведет к трансформации самого государства, его экономических функций. Сегодня эти функции еще формируются в результате сложного процесса взаимодействия, борьбы и согласования интересов разных классов и слоев населения. Политика государства является результатом определенного социального конфликта. Основная тенденция состоит в том, что функция государства как инструмента реализации классовых экономических интересов ограничивается, уступая общеэкономическим, общесоциальным, общечеловеческим интересам. На современном этапе в большинстве развитых стран существуют фактически две основные концепции экономической политики. Одна базируется на государственном регулировании, другая на рыночном саморегулировании. Исторический опыт доказывает необходимость определенных пропорций и баланса между государственным регулированием и рыночным саморегулированием. Весьма часто гармония и взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования нарушались, что приводило к глубоким экономическим кризисам.
Но при этом должны быть сохранены и механизмы государственного регулирования. Без интеграции государственного регулирования и рыночного конкурентного саморегулирования на нынешнем этапе развития индустриального общества экономический прогресс невозможен. Опыт «великой депрессии» США 1929-1933 годов показал, что отсутствие баланса государственного регулирования и механизмов рыночного саморегулирования может иметь не менее разрушительный характер. Опыт «великой депрессии» заставил западные страны разработать эффективные системы государственного регулирования экономики. Такая трансформация рыночных экономических систем Запада в направлении интеграции с системами государственного регулирования полностью себя оправдала и доказала реальную возможность сосуществования органического взаимодействия государственного регулирования и рынка. Определение соотношения и баланса рыночного саморегулирования и государственного регулирования - одна из важнейших задач экономической стратегии новых стран рыночной ориентации, в том числе и России.