Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Теория конкурентных преимуществ Портера.
ОТВЕТ
КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО - системный подход, основанный на многостороннем анализе, включающий и маркетинговые исследования.
Факторы, обусловившие появление теории конкурентных преимуществ:
1) произошли реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции, в силу чего прежняя классическая теория не способна была охарактеризовать конкурентные преимущества;
2) произошли изменения в технологиях;
3) появились новые индустриальные страны;
4) произошла интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы).
В основе теории лежат четыре наиболее существенных фактора, которые можно представить в виде ромба — детерминанты конкурентных преимуществ (см. рис. 2).
Страна располагает конкурентным преимуществом только тогда, когда обладает не одним, а всеми элементами ромба.
Основные детерминанты конкурентных преимуществ:
I. Факторные условия
— наделенность страны (фирмы) следующими факторами производства:
* людские ресурсы — количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика;
• физические ресурсы — количество и качество полезных ископаемых, воды, земельных участков, лесных ресурсов, ресурсов гидроэнергетики и т. д., • географическое положение и климатические условия страны;
— основные детерминанты, — особые детерминанты
Рис. 2.
Детерминанты конкурентных преимуществ
• инфраструктура — транспортная система, система связи, почтовая связь, система коммуникаций, здравоохранения и т. д.;
• ресурс знаний — ресурсы, которые концентрируются в институтах и университетах, а также в научно-исследовательских институтах, банках данных;
• денежные ресурсы — капитал, который может быть направлен в производство.
Факторы можно в свою очередь разделить по степени развитости и специализации.
По степени развитости факторы делятся на:
• основные — это некая данность, которая не имеет существенного значения для завоевания конкурентного преимущества, они создают конкурентные преимущества низкого ранга (например, природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированный и полуквалифицированный труд, дебетовый капитал и т. д.);
• развитые — это факторы, которые создают устойчивые конкурентные преимущества высокого ранга (например, современная инфраструктура, обмен информацией, высококвалифицированные кадры, исследовательские отделы учреждений и т. д.).
По степени специализации факторы делятся на:
• общие — универсальные факторы (например, система транспортных коммуникаций, персонал с высшим образованием, дебетовый капитал и т. д.);
• специализированные — узкоквалифицированный персонал, инфраструктура специализированных отраслей, базы данных узкой специализации. Причем развитые факторы могут эволюционировать в специализированные.