Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка)
Особенности интеграционных объединений стран Американского континента.
В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали договор о создании торгово-политического блока НАФТА — Североамериканской зоны свободной торговли, который вступил в силу в 1994 г. В настоящее время НАФТА - крупнейшая группировка в мире по территории, населению, емкости товарного и финансового рынков, масштабам научно-технического потенциала. Модель североамериканской экономической интеграции в целом развивалась по тем же принципам, что и ЕС. В то же время она характеризуется рядом особенностей. Во-первых, длительное время интеграционные процессы формировались преимущественно на корпоративном и отраслевом уровнях, не были связаны межгосударственным и надгосударственным регулированием по типу ЕС.
Во-вторых, НАФТА развивалась с учетом интересов американских транснациональных корпораций, чьи капиталы в экономике Канады и Мексики занимали доминирующее положение. В 70-80-е годы эти страны предприняли усилия по ослаблению зависимости своей экономики от воспроизводственных процессов США. Они диверсифицировали свои внешние связи за счет расширения торгового сотрудничества со странами азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Канада усилила связи с Великобританией, Мексика - с Францией. В итоге доля США в совокупных иностранных частных прямых инвестициях в Канаде сократилась, в Мексике показатели влияния США также снизились. Ослабление влияния США на экономику Канады и Мексики было обусловлено и изменением внешней политики американских корпораций.
С начала 90-х годов в связи с усилением международной конкуренции, активизацией интеграционных процессов в Западной Европе, углублением интеграционных процессов в странах АТР в развитии НАФТА наступил новый этап— объединение всех стран Латинской Америки.
В Латинской Америке формируются региональные интеграционные объединения: МЕРКОСУР — торгово-экономический союз Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая, который в 1995 г. подписал соглашение с ЕС о создании трансатлантической зоны свободной торговли; ЦАОР- центрально-американский общий рынок, Карибское сообщество – цель: создание общего рынка и валютного контроля. В активизации интеграционных процессов в южной Америке большую роль играет МЕРКУСОР, крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, выступает в роли стабилизатора экономики стран блоков, поскольку осуществляет тарифную политику с целью снижения темпов инфляции за счет увеличения импорта.
Азия, особенно тихоокеанский регион в настоящее время отличается высокими темпами роста. Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС)
– смягчение взаимных торговых барьеров, обмен услугами и инвестициями, обмен услугами и инвестициями, распространение сотрудничества на торговлю, окруж среду. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – линия интеграции и либерализации в этом регионе.
Проявляется интерес к интеграции арабских государств
Персидского залива. Региональные интеграционные организации: ЛИГА арабских стран, Арабский валютный фонд (Алжир, Египет, Ливия, Маврикий, Марокко, Сомали, Тунис), союз арабского Магриба и тд.
Интеграционные процессы в Африке
– организация африканского единства (ОАЕ)- содействие единству афр гос-в, повышение уровня жизни, сотруд-во в области экономике.
Вопрос 26
СССР всегда занимал одно из ключевых мест в мировой хозяйственной системе. Страна, обладающая огромными запасами полезных ископаемых, весомым производственным и научно-техническим потенциалом, заставляла считаться с собой в определении тенденций мирового развития и установлении межгосударственных хозяйственных связей. Тем более важно сейчас, когда Россия и страны СНГ переживают трудные времена, сохранить хотя бы основные позиции в международной экономической жизни. Сложность проблемы состоит прежде всего в том, что приходится работать в двух направлениях: с одной стороны, поддерживать связи с бывшими республиками СССР (с ближним зарубежьем), а с другой - завоевывать мировой рынок, утверждать себя как равноправный рыночный партнер со странами дальнего зарубежья. Решение этих задач осложняется неэффективной структурой экономики, отсталостью технологической базы производства, нерешенными социальными задачами.