Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Особенности экономического развития ФРГ в послевоенный период
И все же в октябре 1953 г., когда К. Аденауэр вторично возглавил кабинет, и сам канцлер и его министр хозяйства Эрхард своими приоритетами провозгласили дальнейшее развитие «социальной рыночной экономики» с упором на жилищное строительство и производство массового автомобиля.
Благодаря этому уже в 50-ые гг. ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке, сумев правильно использовать складывающуюся конъюнктуру. Во второй половине 50-х гг. в ФРГ почти не было безработицы.
Экономическое развитие ФРГ в 50-х – 80-х годах
В 1952 г. ФРГ вместе с Францией, Италией и странами Бенилюкса подписала договор о создании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). После провала планов ЕОС в октябре 1954 г. были подписаны Парижские соглашения о вступлении ФРГ в НАТО. С 1957 г. ФРГ – соучредитель и член ЕЭС.
Особенно интенсивно в 50-60-е гг. проводилась индустриализация аграрного производства, она была подготовлена активной инвестиционной политикой и превратила сельское хозяйство в очень капиталоемкую отрасль экономики.
За 10 лет ФРГ обогнала Англию по объему промышленного производства и заняла второе место в капиталистическом мире после США. Правда, нельзя не отметить, что ФРГ до 1957 г. не расходовала на оборону ни единого пфеннинга, что, естественно, помогало ей быстро возрождать отрасли гражданской промышленности и выходить с их товарами на мировой рынок.
Но уже в начале 60-х гг. источники экономического роста были в значительной мере исчерпаны (а всего за шестидесятилетний период осуществления принципов социального рыночного хозяйства экономика ФРГ четырежды переживала спад). Первый экономический кризис произошел в 1966-1967 гг., одновременно вызвав и структурный кризис, который поразил ряд традиционных отраслей западногерманской экономики. При замедлении экономического роста стало заметно не хватать рабочих рук, начиналась вербовка иностранных рабочих. В 1966 г. западногерманская промышленность пережила общий кризис перепроизводства (выпуск продукции впоследствии упал на 6%). Следствием всех этих кризисов стали отставка Л. Эрхарда, переход правительства к концепции «глобального регулирования» и замена неолиберальной политики неокейнсианством. В 1967 г. экономика стала оживать.
В 1969 г. политический спектр сдвинулся влево в связи с новыми выборами в парламент. Не отказываясь от рыночной экономики, было решено усилить ее государственное регулирование и внести в нее элемент плановости. Был принят план развития народного хозяйства на 1975-1985 гг., предусматривавший государственное стимулирование экономики и поддержание темпов экономического роста не менее 5-6% в год.
Но кризис 1974-1975 гг., вызванный странами ОПЕК, сорвал этот план. 70-е гг. вошли в историю ФРГ как период валютных потрясений, высоких темпов инфляции и феномена стагфляции. Кризис перепроизводства 1974-1975 гг., наиболее глубокий в истории ФРГ, поразил все отрасли западногерманской экономики, вызвал сокращение ВВП на 5%, промышленного производства на 12%, внутренних частных инвестиций на 18,5%. Уже в декабре 1974 г. правительство приняло антициклическую программу, поощрявшую частные инвестиции путем сокращения налогов на корпорации; стимулировался внутренний спрос. В 1975 г. был принят закон об улучшении структуры бюджета: сокращались расходы на социальные нужды. Заработная плата в конце 70-х впервые в истории ФРГ стала снижаться.
В 1980-1982 гг. экономика ФРГ испытала третий экономический кризис, в ходе которого наиболее ярко проявилось переплетение циклического перенакопления капитала с долгосрочными факторами ухудшения условий воспроизводства. Уровень занятости к 1981 г. сократился на 4%, безработица увеличилась до 2,5 млн. человек, по стране прокатилась волна банкротств (АЭГ-Телефункен и др.). Кризис затронул почти все основные отрасли индустриального производства. Единственной положительной стороной этого энергетического кризиса 80-х стало только то, что впоследствии из-за него экономика ФРГ приобрела общую тенденцию к ресурсосберегающему направлению технического прогресса. Именно с 80-х гг. в ФРГ стал осуществляться переход к интенсивному типу экономического роста.
Тем не менее, все это означало кризис хозяйственного механизма, основанного на кейнсианских рекомендациях. Он обусловил смену правительства (в 1982 г. канцлером ФРГ был избран Г. Коль), был осуществлен новый поворот в экономической политике. Однако если в США и Великобритании в это время утвердилась неоконсервативная (либеральная) модель экономики, то в ФРГ - ее «смягченный» вариант.
Одной из важных составляющих нового экономического курса стала кампания приватизации государственного сектора. Она рассматривалась как важный фактор укрепления рыночных сил, способ решения проблем занятости, экономического роста и упорядочения государственных финансов. Со второй половины 80-х гг. экономика вступила в фазу подъема, а в 1988-1989 гг. начался бум: возросла производительность труда, возросли прибыли корпораций, увеличился потребительский спрос, упали цены на энергоносители. Благодаря новой политике удалось добиться снижения доли государства в ВВП, сократить бюджетный дефицит, снизить уровень инфляции, добиться умеренных темпов экономического роста. Важной частью неоконсервативной политики государства в 80-е гг. стала налоговая реформа. В ходе ее реализации были снижены прямые налоги на прибыль компаний и на доходы граждан (правда, увеличились косвенные налоги). В итоге усилился инвестиционный процесс, вскоре увеличились также и субсидии частному сектору. Но массовая безработица все же сохранялась на уровне 2 млн. человек.