Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Особенности экономического развития ФРГ в послевоенный период
Машиностроение
Германия – главный производитель продукции машиностроения и ведущий экспортер машин и оборудования среди стран ЕС. Во многих секторах машиностроения ФРГ является несомненным технологическим лидером, специализируясь на высококачественных товарах. Преимуществом немецких товаров является их безупречная репутация по всему миру, что стимулирует экспорт в Великобританию и США, поддерживает внутренний спрос. Также, динамичное развитие экспорта немецкого машиностроения обусловлено, прежде всего, насыщенностью внутреннего рынка.
Очевидно, что рост инвестиций в зону ЕВС будет способствовать увеличению спроса на немецкие машины и оборудование. Уровень же экспорта в страны, находящиеся за пределами зоны евро, должен предполагать наличие конкурентоспособных цен, чего в результате повышения курса евро по отношению к доллару в последнее время не наблюдается.
Химическая промышленность
Химическая промышленность Германии, наряду с автомобилестроением, является ведущим экспортером. Основой экспорта являются фармацевтика, органическая химия и пластмассы. Усиление экономической интеграции позволяет странам ЕС оставаться главными покупателями и основными поставщиками сырья (2/3 импорта) немецкой химической промышленности. Поставки в США, рынок которых приобретает все большее значение для немецких производителей медицинских препаратов, также возросли и сейчас составляют около 20% всего экспорта фармацевтической продукции Германии.
Пищевая промышленность
По объемам продаж пищевая промышленность Германии является четвертой отраслью экономики страны. В ней заняты около 4 млн. человек, формируется около 15% всей совокупной стоимости продукции, произведенной в Германии.
Немецкий рынок продуктов питания предельно насыщен и строго сегментирован: десять ведущих розничных торговцев продуктами питания в настоящее время охватывают более 80% рынка. Основной способ конкурентной борьбы на рынке – ценовая политика. Развитие отрасли возможно за счет внедрения инновационных товаров, завоевания новых рыночных ниш и увеличения объемов экспорта.
Доля экспорта в пищевой промышленности составляет менее 16%. Развитие экспорта отрасли чрезвычайно важно, так как демографические процессы в самой Германии способствуют сокращению спроса на продукты питания. По прогнозам немецких демографов к 2020 г. население Германии составит только 79 млн. человек. Структура семейного бюджета населения подвергнется изменениям в сторону еще большего сокращения доли, расходуемой на потребление продуктов питания.
Основные внешнеэкономические партнеры Германии на рынке продуктов питания – страны ЕС, на которые приходится около 70% внешнеторгового оборота отрасли. Основная причина этого - похожие потребительские привычки и близость европейских стран. Франция, Италия, Нидерланды - главные потребители немецкой продукции. Однако чрезвычайная насыщенность рынка ЕС позволяет нам сделать вывод о том, что в среднесрочный и долгосрочный периоды экспортные акценты будут смещены в пользу Центральной и Восточной Европы. В связи с этим данные регионы приобретают все большее значение для немецких производителей продуктов (табл. 9.1.).
Текстильная и швейная промышленность
Ситуация в данной отрасли ярко выявляет современные тенденции глобализации в мировой экономике. Большинство работ немецкой текстильной и швейной промышленности практически осуществляется в других странах, переносится в страны с меньшей стоимостью труда, с последующим импортом готовой продукции. Всего 20% одежды, проданной в Германии, произведены на ее территории.
Наличие квалифицированной рабочей силы, хорошей инфраструктуры вкупе с низкой заработной платой и географической близостью к западноевропейскому рынку – факторы, способствующие вынесению большей части производства в страны Центральной и Восточной Европы, что ведет к потере рабочих мест в самой Германии.
Основные рынки продаж немецкого текстиля и одежды находятся в Западной Европе.
Сельское хозяйство
Развитие сельского хозяйства ФРГ в послевоенный период характеризуется переходом к индустриальным методам производства, широким внедрением достижений НТП в сельскохозяйственную практику, повышением интенсивности, концентрацией производства и капитала, формированием агропромышленного комплекса.
Как и в других развитых странах, доли этого сектора в ВВП и экспорте ФРГ невелики, примерно 1,3% и 5% соответственно (табл. 5.1., 6.1. и 10.1.). Однако отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в структуре расходов населения. Несмотря на снижение занятости в сельском хозяйстве (с 20% от общего числа занятых в 1950 г. до 3,2% в настоящее время) и сокращение обрабатываемых площадей, стабильный прирост производства способствовал повышению самообеспеченности экономики продукцией аграрного сектора. В отраслевой структуре сельского хозяйства животноводство преобладает над растениеводством. Однако собственных потребностей населения отрасль не удовлетворяет, поэтому Германия, наряду с Японией, является самым большим в мире импортером сельскохозяйственной продукции.