Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Регионализация экономического пространства СНГ .
В 2000 году на базе ТС его членами было учреждено Евро-азиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Молдова, Украина в ЕврАзЭС обладают статусом наблюдателя.
В ЕврАзЭС работают над внешне не всегда заметным, но очень значимыми проектами. Так, например, предполагается ввести единое налоговое удостоверение для граждан ЕврАзЭС.
Удостоверение поможет поставить под контроль уплату налогов и избежать двойного налогообложения. Получение удостоверения будет делом добровольным. Его планируется выдавать сроком на три года с обязательным ежегодным продлением.
Рассматривается вопрос о переходе во взаимных расчётах внутри сообщества с доллара на российский рубль.
По мнению российских банкиров, у рубля есть шансы стать резервной валютой ЕврАзЭС: рубль в первые годы 21-го века стал намного крепче, и сами предприятия заинтересованы в уменьшении банковских издержек на конвертацию долларов в национальные валюты.
На заседаниях Межгосударственного совета стран ЕврАзЭС в 2002 году обсуждались также вопросы создания между странами-участницами единого энергетического баланса; преодоления различий в таможенных режимах в странах-участницах; создания консорциумов; соглашения об общей таможенной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, которое в итоге было подписано.
В Кыргызстане и Таджикистане действовали заниженные таможенные тарифы, что создавало некомфортную ситуацию в торговле. Механизм ЕврАзЭС сработал в сторону корректировки тарифов до уровня российских, белорусских, казахских.
По инициативе президента Казахстана на обсуждении находится идея нескольких консорциумов – в энергетической, водно-энергетической, продовольственной, транспортной сферах.
В ноябре 2002 года страны ЕврАзЭС окончательно согласовали соглашение о введении единого порядка экспортного контроля.
Проблему внутри ЕврАзЭС принесло одностороннее вступление Киргизии в ВТО, что по мнению ряда специалистов, выводит Киргизию из целого ряда важных многосторонних соглашений в рамках ЕврАзЭС.
В ЕврАзЭС существуют и другие проблемы:
1. Разные темпы политических и экономических реформ в странах-участницах.
2. Разная тарифная политика. В РФ тарифные ставки за железнодорожную транспортировку в 1,5 раза выше, а при трубопроводной транспортировке – в 3,5 раза выше, чем в Казахстане.
3. Нестыковка финансовых систем. [10, 221-230]
ЦАЭС.
Его составляют страны, подписавшие „Договор о создании единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан” от 30 апреля 1994 года в Чолпон-Ате. 30 марта 1998 года к ЦАЭС присоединился Таджикистан, о чём был подписан соответствующий протокол в Ташкенте.
Согласно статьям 3 и 4 Договора основными целями при формировании единого экономического пространства являются:
1. Создание необходимых правовых, экономических и организационных условий для свободного перемещения капиталов и рабочей силы.
2. Проведение согласованной политики в области развития транспорта и коммуникаций, направленной на осуществление эффективных перевозок грузов и пассажиров.
3. Создание условий для добросовестной конкуренции, включая механизм антимонопольного регулирования.
4. Применение свободных цен во взаимной торговле, складывающихся с учётом интеграции внутренних рынков, и недопущение односторонних действий по ограничению доступа товаров на свои рынки.
5. Обеспечение развития прямых экономических связей между хозяйствующими субъектами и создание благоприятных условий для укрепления производственной кооперации.
6. Содействие созданию совместных предприятий, производственных объединений в приоритетных отраслях, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций.
7. Обеспечение равных экономических условий для взаимного инвестирования капиталов, координации инвестиционной политики, включая привлечение иностранных инвестиций и кредитов в сферы экономики, представляющие взаимный интерес, и создание действенного механизма защиты прав и интересов инвесторов.
8. Отмена таможенных пошлин и последовательное снижение налогов, сборов и других ограничений.
9. Упрощение таможенных процедур.
10. Гармонизация таможенного законодательства, унификация форм документации для ведения
11. таможенной статистики.
ГУУАМ.
Идея создания неформального объединения Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы была одобрена президентами этих стран во время встречи в Страсбурге 10 октября 1997 года.
24 апреля 1999 года в Вашингтоне о присоединении к данному объединению официально заявил Узбекистан.