Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Политические последствия привлечения иностранных инвестиций.
По данным международной статистики, в 1998 г. почти половина (45%) всех зафиксированных изменений режимов регулирования прямых инвестиций в различных странах касалась принятия специальных мер по стимулированию капиталовложений, 39% - либерализации условий деятельности предприятий с ПИИ и лишь 10% - дальнейшей либерализации доступа иностранного капитала в отдельные сектора экономики.
Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, России и Бразилии 1997-1998 гг. наиболее четко продемонстрировал основные преимущества прямых инвестиций над другими видами иностранных капиталовложений (долгосрочный характер, вклад в развитие производственного потенциала принимающей страны) и подтолкнул ряд стран к принятию дополнительных мер по их стимулированию.
Устранение препятствий для привлечения прямых инвестиций было дополнено изменением национальных стандартов, относящихся к филиалам иностранных компаний. В частности, большинство стран гарантируют инофирмам юридическую защиту капиталовложений, режим наибольшего благоприятствования, равный подход, а также свободный перевод прибылей, репатриацию капитала и справедливое разрешение споров.
Ряд стран либерализовал иммиграционное законодательство в части, касающейся использования иностранных специалистов для руководства и работы на филиалах зарубежных компаний. Реже прибегают к прямым ограничениям операций, проводимых иностранными фирмами, во всяком случае, эти ограничения все чаще сочетаются со стимулирующими мерами. Общей тенденцией стала и либерализация валютного регулирования, хотя многие страны сохраняют за собой право на введение временных валютных ограничений в случае неблагоприятного состояния платежного баланса. Кроме того, уменьшаются, а в ряде случаев и отменяются требования относительно минимального объема инвестиций, что позволяет малым и средним фирмам участвовать в общемировом процессе транснационализации.
Общей чертой процесса либерализации национального регулирования ПИИ является разработка специализированного законодательства, в котором устанавливаются основные положения правового режима в отношении иностранных инвестиций. Это призвано компенсировать неполноту национального общехозяйственного правового и административного регулирования, тем самым обеспечив иностранным инвесторам более привычную для них среду обитания.
В ряде развивающихся государств и стран с переходной экономикой необходимые изменения режима регулирования ПИИ отражаются в поправках к правовым актам общего характера, действие которых распространяется на все хозяйствующие субъекты независимо от их гражданства. С точки зрения государственной экономической политики такая тенденция означает, что иностранные инвесторы во все большей мере приобретают права, равные с отечественными компаниями. Именно такой подход характерен для стран с развитой рыночной экономикой. Его распространение в других странах можно рассматривать как углубление процесса глобализации.
2. Задачи государственного регулирования
Несмотря на общую тенденцию к либерализации, национальное законодательство даже в наиболее открытых для ПИИ странах по-прежнему сохраняет положения, предусматривающие государственный контроль над допуском иностранных инвесторов в экономику и их дальнейшими действиями. Почти все много- и двусторонние инвестиционные соглашения гарантируют иностранному капиталу свободный доступ к местным рынкам, ни в одном из этих соглашений не содержится отказ национальных правительств от контроля над ПИИ.
Таким образом, важнейшая черта процесса либерализации политики в отношении ПИИ состоит в том, чтобы при устранении барьеров на их пути и равном подходе к национальным и зарубежным инвесторам одновременно возникает необходимость усилить регулирующую роль государства на рынке. Так, очевидно, что приоритетная задача любой страны - поддержка развития национального бизнеса.