Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Политические последствия привлечения иностранных инвестиций.
Ускорение процесса либерализации регулирования ПИИ привело к тому, что ТНК имеют необычайно широкий выбор мест возможного приложения капитала и, как результат, очень требовательно подходят к оценке инвестиционного климата в принимающей стране. Конкуренция за ПИИ усиливается, и в этих условиях просто проводить либеральную политику регулирования оказывается уже недостаточным, а для привлечения инвесторов требуются целенаправленные стимулирующие меры.
Изменение инвестиционного имиджа требует распространения информации, представляющей интерес для инвесторов. Это прежде всего сведения общего характера о стране и ее инвестиционных возможностях (общеэкономические показатели, состояние отдельных отраслей, перечень и конкретные данные о местных компаниях и др.). Необходима также информация юридического характера относительно законодательного и административного режимов регулирования ПИИ и, в целом, деятельности частного бизнеса, существующих мер поощрения инвестиций, структуры органов и процедур, с которыми иностранному инвестору придется иметь дело при осуществлении проекта.
Для широкомасштабного привлечения иностранных инвесторов в современных условиях не обойтись без специальных стимулирующих мероприятий налогового, финансового и организационного характера.
Мировой опыт свидетельствует, что наиболее фундаментальные стимулы для ПИИ относятся к базисным характеристикам экономики принимающей страны. Поэтому усилия со стороны государственных органов могут лишь помочь частично компенсировать недостаточную привлекательность экономики для иностранных инвесторов. Это, безусловно, не устраняет необходимости и важности проведения активной политики привлечения ПИИ. Так, например, целенаправленные усилия по снижению чрезмерных затрат на ведение в ней бизнеса, в том числе связанных с административными и иными бюрократическими моментами, представляют важную составную часть стратегии повышения привлекательности страны для иностранных инвесторов.
Зарубежные эксперты отмечают, что ТНК часто действуют в условиях недостатка информации, и как результат - процесс принятия решений об инвестировании подвержен различного рода привходящим влияниям и субъективизму. Поэтому при равных общеэкономических условиях (которые невозможно изменить в одночасье никакими мерами экономической политики) более привлекательными для ТНК оказываются страны, о которых они имеют больше информации, особенно положительного характера. Соответственно усилия по формированию и улучшению "инвестиционного имиджа" могут и должны быть неотъемлемым компонентом политики по привлечению ПИИ.
Несмотря на повсеместное признание важности ПИИ как мощного инструмента стимулирования экономического роста, необходимость регулирования зарубежных капиталовложений сохраняется. Как теоретический анализ, так и практический опыт многих стран показывают, что широкомасштабная деятельность иностранного капитала может не только способствовать, но и при определенных условиях препятствовать развитию хозяйств принимающих стран и повышению конкурентоспособности национальных фирм. Поэтому ПИИ нельзя рассматривать как панацею от всех проблем, а либерализация политики в отношении инвестиций не означает полного отказа от регулирования. Однако в условиях глобализации мировой экономики неизбежно меняется перечень задач и доступных инструментов такого регулирования, что требует от правительств тщательного и сбалансированного подхода к выработке приоритетов политики в этой области и конкретных мер по ее реализации.