Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Политические последствия привлечения иностранных инвестиций.
Потенциальная возможность "эффекта вытеснения" национальных предприятий ("crowding out") в связи с допуском в страну ПИИ - предмет озабоченности многих правительств. "Эффект вытеснения" может иметь две основные формы. Первая касается положения на товарных рынках, когда филиалы ТНК, пользуясь конкурентными преимуществами, подавляют развитие национальных компаний. Другая форма относится к ситуации на финансовых рынках и рынках других основных ресурсов, когда филиалы ТНК "оттягивают" на себя основную долю этих ресурсов, лишая тем самым доступа к ним местные компании.
Как правило, сохраняющиеся ограничения на ПИИ обосновываются необходимостью предотвратить захват иностранцами господствующих позиций на местном рынке, а также ряд иных возможных негативных последствий широкомасштабного допуска ТНК в национальную экономику (ухудшение платежного баланса страны в результате неконтролируемой заемной деятельности филиалов местных; ТНК, вытеснение с рынка отечественных фирм). Именно поэтому правительства многих принимающих стран продолжают контролировать трансфертное ценообразование во взаимоотношениях между филиалами иностранных фирм и их материнскими компаниями, процессы слияний и поглощений фирм, а также ограничивать доступ иностранцев к местному финансовому рынку.
Несмотря на необходимость стимулирования конкуренции для формирования эффективной бизнес-среды, реализация этой задачи представляется делом чрезвычайно трудным. Особенно остро эта проблема стоит в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой, где для ее решения, как правило, нет ни опыта, ни соответствующих организационных структур, ни кадров с достаточной квалификацией. Неудивительно, что многим странам пока не удалось добиться сколько-нибудь ощутимого прогресса в сфере регулирования рыночной конкуренции, несмотря на официальное признание ее важности.
Международный опыт, однако, свидетельствует, что в современных условиях усилия в этом направлении должны оставаться в центре внимания государственных органов принимающих стран. Это особенно важно в случаях, когда национальная экономика превращается в арену крупномасштабной деятельности ведущих транснациональных корпораций мира, которые способны значительно деформировать местные рынки - если государство не противопоставит этому своевременные, взвешенные и точно дозированные меры.
Аналогичные задачи стоят перед правительствами принимающих стран в области защиты окружающей среды. Известно, что существующие в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой низкие стандарты экологических требований к предприятиям выступают одним из наиболее весомых мотивов перевода туда ресурсоемких и экологически "грязных" производств.
Вместе с тем в ряде зарубежных исследований по проблемам ПИИ отмечается, что обвинения ТНК в хищническом отношении к экологии принимающих стран не всегда обоснованы. Дело в том, что в последнее время деятельность многих международных корпораций исходит из единых природоохранных стандартов, независимо от страны размещения своего филиала. Более того, ряд фирм требует соблюдения своих внутрикорпорационных экологических требований даже от местных поставщиков и субконтракторов, тем самым, стимулируя повышение таких стандартов в принимающих странах.
Естественно, повышенное внимание к экологическим проблемам - результат не доброй воли ТНК, а многолетнего давления на них со стороны государственных органов стран базирования, влиятельных ассоциаций потребителей, а также многочисленных и чрезвычайно активных экологических групп и организаций.
3. Конкуренция за ПИИ