Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Наднациональные институты и их роль в мировой экономики.
В современных условиях сложились три типа международных организаций по соотношению объёма компетенций, перераспределяемых между государством и международной организацией: межправительственные организации, осуществляющие координационные функции; международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции; полностью наднациональные организации.
В межправительственных организациях, осуществляющих координационные функции, перераспределённая компетенция остаётся совместной для государства и организаций. Обычно организация наделяется правом обязывать своих членов без их согласия и против их согласия путём принятия обязательных решений большинством голосов.
В международных организациях, выполняющих отдельные наднациональные функции, конкретные вопросы передаются исключительно в ведение международной организации. К ним относятся глобальные проблемы современности, требующие особых механизмов регулирования. В международных организациях ограниченного наднационального типа в учредительных документах установлена предельно широкая и объёмная компетенция, затрагивающая основные компоненты государственной власти и ограничивающая функции государства применительно к их компонентам. К организациям, выполняющим наднациональные функции, относится группа Всемирного банка, а также МВФ. Их наднациональность определяется широкими и жесткими компетенциями в области валютно – финансовых вопросов, закрепленных в их уставах. Устав МВФ утвержден в 1945году, жестоко ограничивалась компетенция государств – членов в области валютно – финансовой политики, в частности:
- государство – член лишалось права самостоятельно вводить валютные ограничения, изменять приоритет валют, проводить девальвацию и ревальвацию (денежную реформу) валюты. Последнее становилось возможным только с согласия Фонда (ст. 4, сек.1 Устава МВФ)
- государство – член обязывалось предоставлять Фонду по его требованию отчет о своем бюджетно – финансовом положении; в случае невыполнения этих требований к государству – члену применялись санкции, включающие приостановление пользованием правами члена Фонда сроком на 1 год и исключение его из членов (ст.4, сек.6). В то же время Фонд получает право пропорционально изменять курс валют государств – членов , уведомив их об этом за 72 часа (ст.4, сек.7)
Аналогичные статьи содержались и в Уставе МБРР. В первые десятилетия деятельности МФВ и МБРР строго контролировали соблюдение данных полномочий. Впоследствии произошли изменения, которые нашли отражение в их уставах. Государства – члены получили право изменять курса своей валюты без согласия МВФ и МБРР. Санкции за нарушение условий пользователя специальными кредитными полномочиями, предусмотренные, в частности, уставом МВФ (ст.29 сек.2), выражающиеся в приостановлении права голоса и права получения помощи, представляют собой частичное ограничение участия государств в деятельности МВФ. В Уставе МБРР установлено, что во время приостановления членства государство не может пользоваться правами, вытекающими из членства…, включая право выхода, но остаётся субъектом всех обязанностей перед организацией (ст. 6, сек.2). Аналогичные статьи содержатся в уставах МФК(ст.5, сек.2) и МАР(ст.7, сек 2) [1,с. 34-35]
Международный валютный фонд.
МВФ был создан в июле 1944 года. Устав МВФ был подписан 29 странами и вступил в силу в декабре 1945года, а с марта 1947года, МВФ стал функционировать. Местонахождение – Вашингтон.
С самого начала МВФ стал важнейшей организацией, призванной обеспечить нормальное функционирование послевоенной международной валютной системы. По мере развития международной валютной системы устав МВФ трижды изменялся: первым пересмотром устава МВФ(1968 –1969год) был вызван введением СДР( специализированные правовзаимствования); второй пересмотр (1976 – 1978год) был связан со становлением Ямайской международной системы; третий пересмотр (начало 90-х годов) произошел из за приостановления прав должников, имеющих серьёзную задолженность, оплатить которую они не в состоянии.