Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Наднациональные институты и их роль в мировой экономики.
МБ – МВФ всерьёз обсуждают вопрос о внесении в уставы положений о полномочиях межправительственных организаций на заключение кредитных соглашений с частными инвесторами.
Итак, Мировой банк и Международный валютный фонд создавались как межправительственные организации, определяющие принципы и правила функционирования международной финансовой системы. Эта функция остаётся определяющей в их деятельности и сегодня. В то же время компетенция банка и фонда значительно расширилась: эти организации эволюционировали от решения узкоспециальных валютно–финансовых вопросов к макроэкономическому прогнозированию применительно как к государствам – членам, так и к мировому рынку в целом. МБ – МВФ превратиться в своеобразный интеллектуальный экономический центр мирового масштаба. При этом функции собственно финансового характера (кредитование, предоставление займов) перестали быть определяющим в деятельности этих организаций.
МБРР – МВФ в области правового регулирования неизменно позволяют склонность к гибким и динамичным методам, позволяющим им вводить новые юридические институты. При этом институционно – правовой механизм МБ – МВФ и сегодня содержит элементы, определяемые в международно–правовой доктрине как наднациональные. К этим элементам относится: а) широкая компетенция организаций по формированию макроэкономической политики в международном масштабе; б) создание обязательных и рекомендательных правил поведения государств – членов при жестком контроле их выполнения с помощью специальных механизмов (надзор – санкция); в) расширения полномочия международных служащих в процессе выработки правил поведения государств и контроле за их соблюдением; г) распространение практики обязывания юридических лиц стран – членов финансировать стабилизационные программы МБ – МВФ. [7,с. 198-201]
Особенностями наднациональной организации является:
- право международной организации на вмешательство в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства согласно его конституции;
- полномочия организации на создание в целях регулирования этих вопросов: (а) правил, обязательных для государств – членов; (б) механизмов контроля и принуждения для выполнения этих правил;
- возложение широких полномочий по созданию правил и контролю за их соблюдением на непредставительные органы, то есть международных служащих;
- право организации своими решениями обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств – членов.
Международной организацией наднационального типа является Европейский союз (ЕС), который в лице своих главных органов – Европейского совета, Европейского парламента, Совета Европейского Союза и Европейской комиссии уполномочен создавать правила – регламенты и директивы, обязательные для стран – членов. Кроме того в состав ЕС входит такой орган. Как Европейский суд, который контролирует соблюдение регламентов и директив и обладает полномочиями на принуждение государств – членов к их исполнению.
Примером взаимодействия международной организации и правительств государств – членов может служить Всемирная торговая организация – ВТО.
ВТО – представляет собой многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговле товарами и услугами. Положение соглашений. Образующих правовую базу ВТО, фактически кодифицирует мировую коммерческую практику, опирающуюся на сложную систему многосторонних отношений, конвенций, решений, выработанных на основе национальных законодательств крупнейших стран мира. ВТО – это своеобразный синтез национальных правовых систем в сфере регулирования международных торгово – экономических отношений. Страны, находящиеся вне системы международных правил, определяемых ВТО, не могут участвовать на полных правах в развитии мировой торговой системы и, в частности, в новых многосторонних переговорах по развитию. [1,с.37]