Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Наднациональные институты и их роль в мировой экономики.
В практике МБРР – МВФ широкое распространение получил опыт создания различных внеуставных комитетов. Эти организации бывают двух видов: объединение структуры нескольких организаций (например, Объеденный комитет по развитию МВФ И МБРР) или комитеты группирующие государства – члены со сходными интересами.
Проект решения готовиться в одном из этих комитетов, затем передаётся во Всемирный комитет или напрямую – в Совет управляющих или директорат, где принимается в виде решения организации, обычно без каких – либо серьёзных изменений.
Комитеты подготовили предложения и предоставили их Временному комитету, принявшему в качестве проекта решения Совета управляющих рекомендации комитета.
Решения. Принцип взешенного голосования в МБРР – МВФ остается основой принятия решений. Государство – член в МВФ и МБР имеет «250 базисных голосов», к которым добавляется по одному голосу за каждые 100 тысяч СПЗ его квоты. «Базисные голоса» в весьма специфической форме служат целями реализации принципами суверенного равенства государств. Количество голосов, набирающихся сверх «базисных», определяет положение государства в международной валютно–финансовой системе. Кроме того, стремление государств – членов предоставлять свои национальные валюты для целей кредитования. Позиции стран – кредиторов усиливаются за счет «поправок» к количеству их голосов. При «поправках» добавляется по одному голосу за каждые 400 тысяч СПЗ чистых продаж национальной валюты.
Выдача кредитов позволяет государству – члену иметь дополнительное количество голосов. В том случае, если государство – член берёт кредиты в иностранной валюте сверх установленных для него квоты, оно теряет по одному голосу за каждые 400 тысяч СПЗ чистого получения кредита в иностранной валюте. [4, 192-196]
Не менее интересны рекомендации, направленные на структурную перестройку национальной экономики государства – члена. Как правило, комплекс мер структурной адоптации формируется сотрудниками (экспертами) МБРР с учётом специфики экономики данной страны, но с применением мер, работающих в рыночных условиях: либерализация ценообразования, финансовой системы и внутрихозяйственного обмена, приватизация собственности государства, рационализация госсектора, привлечение иностранных инвестиций, конверсия военного сектора и так далее. Такой документ составляется экспертами фонда с помощью экспертов банка и специалистов страны – члена. В одной части этого документа подсчитываются все финансовые поступления, которые государство ожидает получить из самых разнообразных источников. Во второй части перечисляются все те изменения в экономической политике, которые должно (соглашается) провести данное правительство.
Положение МБ – МВФ обычно строятся на основе четырёх принципов: 1. Рациональная макрополитика – правительство должно уменьшить государственные расходы, обеспечить необходимый уровень поступлений в бюджет, строго контролировать займы государства и уровень эмиссии денег, поддерживать конкурентный обменный курс своей национальной валюты. 2. Рациональная микроэкономическая политика – правительство должно освободить цены, отказаться от регулирования рынка, ввести свободу экспорта – импорта продукции, создать развитую правовую систему, защищающие права собственности. 3. Свободная торговля – правительство должно ослабить меры по защите своей промышленности, создать условия свободной конкуренции товаров. 4. Социальные гарантии – правительство должно обеспечить эффективную деятельность главных социальных институтов: образования, здравоохранения, защиты отдельных групп населения.
Соблюдение этих принципов гарантирует, что государство может рассчитывать на финансирование его затрат по структурной перестройке экономики из резервов МВФ – МБРР.