Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
ТНК и мелкий бизнес в индустриально развитых странах.
В качестве примеров стратегических семей можно привести отношения «заказчик-поставщик» и связи между производящими компаниями и обслуживающими их банками.
В качестве конкретных целей создания стратегических альянсов можно выделить следующие сгруппированные по нескольким основным позициям:
1) технологические альянсы, предполагающие международное сотрудничество фирм в сфере НИОКР, — 37,7% межфирменных коалиций;
2) соглашения о совместном производстве (23,3%). Многие из производственных альянсов ориентируются на достижение экономии на масштабах производства. При этом в одних случаях фирмы могут стремиться к объединению усилий тех или иных звеньев производственной цепочки при сохранении полной независимости во всех остальных операциях, а в других — создавать совместные предприятия;
3) соглашения в области сбыта (7,9%). Главное целевое назначение сбытовых альянсов состоит не в устранении или ограничении взаимной конкуренции участников, а во взаимном предоставлении доступа к сбытовым сетям друг друга на стратегических рынках.
Особенно активно осуществляют подобную деятельность мелкие и средние по международным масштабам предприятия, которые тоже стали активно выходить на международную арену. В США зарубежные компании потратили 10,6 млрд. $ на поглощение 233 корпораций и 2,4 млрд. $ на создание 329 новых филиалов.
В 80-е годы прокатилась самая крупная волна слияний, за один год (1986) на слияния в ПРС было затрачено 250 млрд. $, а за 10 лет – 12 млрд. $.
Очень крупные размеры и широкий масштаб деятельности ТНК заставляют большинство экономистов относить их к разряду монополий. Однако, такое безоговорочное заключение не является правильным, так как сами по себе крупные размеры ещё не делают фирму монополией. Существуют некоторые виды естественных монополий, которые не приносят вреда обществу.
В стратегических системах кооперируется большое число предприятий (производящие компании, торговые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной работы, создаются общие условия кооперации и регулирования и через одну компанию.
Международные слияния и приобретения как форма международного предпринимательства имеет в современных условиях возрастающее значение.
ТНК являются особой формой предприятий, представляющих собой пример диалектического единства монополизма и его отрицания. Чтобы понять это придется вернуться к первым шагам ТНК. Первоначально большинство из них, еще сохранившие старые названия, не были диверсифицированными концернами, в которые они превратились после Второй мировой войны. Чаще всего это были действительно монополии, обычно тресты, связанные с какой-то одной отраслью производства (для начала века наличие монополий во всех отраслях было типично).
Будучи сами монополистами, они на товарном рынке сталкивались с монополиями, поставляющими им сырье или детали для производства товара, такие как сталь, стекло, каучук, бензин или другие компоненты, необходимые для производства, например автомобиля. Естественно, что на рынок это все поставлялось по монопольно высокой цене. Поскольку, как правило, в каждой отрасли, приносящей высокий доход, появляются конкуренты, в борьбе с ними приходилось искать способы снизить цены на товар. Отказ от уплаты монопольно высоких цен на полуфабрикаты и сырьё – реальный путь экономии средств.
Исходя из этого «Ford» строит собственные предприятия, производящие сталь, а «General Motors» начинает на своих заводах производить стекла и другие комплектующие. Но большую прибыль может дать только предприятие, имеющие оптимальные размеры, поэтому филиалы компании «Ford» начинают снабжать сталью не только свое производство, но и чужие заводы, подрывая монополию, сложившуюся на рынке. То же самое происходит и со стекольным производством «General Motors».
Но если на автомобильном рынке «Ford» и «General Motors» монополисты, то в стекольной и сталелитейной промышленности им приходится бороться с очень сильными конкурентами, используя в качестве оружия повышенное качество и относительную дешевизну своих изделий. Таким образом, оставаясь в одной отрасли монополией или олигополией, в других отраслях (а в производстве того же автомобиля участвуют даже не десятки а сотни отраслей) крупные фирмы взламывали сложившуюся монополистическую структуру.
Производство автомобилей было рассмотрено в качестве простейшего примера. На самом же деле крупные фирмы потеснили монополистов-поставщиков по всему фронту, отстаивая и производство каучука и бензина и всех других изделий, необходимых для выпуска конечного продукта. То же самое происходило во всех остальных отраслях. Возникали диверсифицированные концерны, сосредоточившие в своих руках сбыт собственных изделий, создавшие собственные банки, которые оказывают им мощнейшую поддержку в периоды кризисов. Так, кроме промышленного концерна «General Motors» есть еще и банковский, имеющий филиалы во многих странах (5 крупных банков и различные фонды).