Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Мировая валютная система. Эволюция мировой валютной системы.
3. Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний (±2,25% от центрального курса). Валютная змея, или змея в тоннеле, — кривая, описывающая совместные колебания курсов валют стран
Вопрос 31
Мировой рынок и его конъюнктура.
ОТВЕТ
КОНЪЮНКТУРА — это временное, приходящее состояние факторов и условий, влияющих на развитие мировой экономики, экономическое развитие отдельной страны, а также развитие какой-либо сферы воспроизводства.
Различают общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру отдельных отраслей экономики или отдельных товарных рынков.
Общехозяйственная конъюнктура характеризует состояние всего мирового хозяйства или экономики отдельной страны на конкретный период времени — рассматривается в совокупности весь процесс воспроизводства.
При анализе конъюнктуры товарных рынков изучаются текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных товаров. Конъюнктура отдельных товарных рынков не развивается изолированно — изменение конъюнктуры того или иного товарного рынка, усиление или ослабление воздействия на него колебаний общехозяйственной конъюнктуры или изменений на других рынках происходит в процессе развития циклов.
Цикл — это совокупность среднесрочных конъюнктуро-образующих факторов.
Выделяют четыре стадии:
1. Кризис — противоречие между общественным характером производства и способом присвоения его результатов. Возникает ситуация, когда объем производства больше объема потребления, следовательно, начинает падать объем производства, увеличиваются неиспользованные производственные мощности, безработица и, как следствие, падает спрос. Кризису обычно предшествует падение товарных цен, курса акций, объема торговли, максимальный рост процента и др., т. е. симптомы начала кризиса проявляются в сфере обращения и кредита, затем в сфере производства;
2. Депрессия — застой в экономике. Возникает цепочка зависимостей:
Сокращение производства => Уменьшение поступления товаров на рынок (снижение предложения) =>Прекращение падения цен => Уменьшение товарных запасов (затоваренная масса начинает рассасываться благодаря расширению спроса).
Главный элемент перехода от кризиса к застою — нет ни падения производства, ни его роста; не наблюдается повышения цен; прекращаются увольнения, но при этом нет увеличения количества рабочих мест; а также отсутствует рост товарных запасов.
3. Оживление — нарастающее обновление основного капитала. Это происходит за счет снижения издержек:
• либо манипулируя рабочей силой;
• либо интенсивно приобретая капитальные товары. Поступление крупных инвестиции в основные отрасли =» Модернизация ==> Увеличение спроса=>Рост цен ==> Увеличение потребности в ссудном капитале=> Рост прибыли.
4. Подъем — достижение уровня производства, превосходящего уровень предшествующего пика производства, — появление новых предприятий.
Цели и задачи конъюнктурно-ценовой работы
При изучении конъюнктуры необходимо учитывать следующие моменты:
1) в силу роста НТП уменьшается период обновления основного капитала;
2) современным циклам присуща постепенность прихода к фазе кризиса, т. е. «вползание» в кризис;
3) для современных циклов более характерным является не товарное перепроизводство, а рост избыточных мощностей;
4) изучение конъюнктуры требует, прежде всего, анализа ряда факторов, нециклического характера (государственное регулирование, природно-климатические условия, милитаризация экономики, организованность работников (склонность к забастовкам), менталитет и деловая культура), которые определяют специфику производства и избыток товаров;
5) факторы циклического и нециклического характера оказывают прямое и косвенное воздействие на конъюнктуру;
6) существует два вида изучения конъюнктуры — изучение общехозяйственной конъюнктуры и конъюнктуры отдельных рынков;
7) важно знать и фирменную структуру рынка, т. е. степень концентрации производственного капитала на конкретном рынке, а также межфирменные связи, так как это оказывает существенное влияние на цены, условия платежа и условия поставки;
8) при экспорте надо дать ответы на вопрос — может ли быть реализован наш товар на конкретном товарном рынке, в каком количестве, на каких условиях;
9) важным элементом изучения любого товарного рынка для экспортера являются:
• оценка емкости рынка (в стоимостном и физическом выражении);