Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Тенденции
По объему привлеченных инвестиций со значительным отрывом лидирует Центральный федеральный округ (ЦФО), за ним идет Уральский федеральный округ (УФО). В 2003 г. разрыв в объемах инвестиций несколько сократился: в 2002 г. объем иностранных инвестиций в ЦФО превышал УФО в 3,8 раза, а в 2003 г. – в 2,8. По динамике привлечения иностранных инвестиций (2003 г.) лидирует Дальневосточный федеральный округ (ДФО), переместившийся на 3-е место в совокупном объеме иностранных инвестиций в стране.
В 2003 г. неравномерность распределения иностранных инвестиций по регионам усилилась. На 20 регионов (из 89 субъектов Федерации) в первом полугодии приходилось порядка 95 % иностранных инвестиций, причем около 88,6 % - на 10 регионов.
Обращает внимание рывок в Ярославской обл. (на 3615,8 % к 2002 г.!). Специалисты особо выделяют тот факт, что регион не обладает значительными сырьевыми ресурсами. Его достижения обусловлены в основном успешной политикой администрации по созданию благоприятного инвестиционного климата. То же можно сказать о Вологодской обл., где прирост составил в 2003 г. 807,4 % к предыдущему году. Таким образом, наряду с регионами преимущественно сырьевой направленности и крупных региональных центров, куда традиционно направляется основная часть иностранных инвестиций, выделился ряд субъектов, в которых высокие темпы прироста зарубежного капитала обеспечивает грамотная и действенная политика регионального правительства. [4]
Однако в абсолютных цифрах объемы иностранных инвестиций в большинстве регионов остаются на довольно низком уровне и не соответствуют потребностям и потенциалу субъектов. Зачастую изменения динамики инвестиций как в положительную, так и в отрицательную сторону могут быть связаны лишь с реализацией конкретных региональных проектов.
В большинстве регионов существенны инвестиционные риски. Это вынуждает иностранных инвесторов вкладывать средства туда не напрямую, а через российских посредников, имеющих опыт работы на этом рынке. Слабое же привлечение именно прямых инвестиций в большинстве субъектов экономики приводит к тому, что предприятия не получают необходимых для качественного развития средств, затрудняется переход к передовым технологиям.
Важное место в привлечении иностранных инвестиций занимает политика стимулирования иностранных инвестиций. Причем для развитых и развивающихся стран эта политика различается весьма существенно. В практике стимулирования иностранных инвестиций промышленно развитых стран преобладают финансовые средства, а для развивающихся государств и стран с переходной экономикой – фискальные и налоговые средства стимулирования; чаще всего используются льготные таможенные пошлины на импортируемое производственное оборудование (что в промышленных странах является малоэффективной мерой в силу невысоких ставок пошлин на большинство видов промышленного оборудования), уменьшение ставок корпоративного налога на прибыль, предоставление налоговых каникул.
Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой при реализации государственной политики стимулирования привлечения иностранных инвестиций исходят из налоговых стимулов. Цель таких мер состоит в том, что эти страны хотят содействовать экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних ресурсов.
Наиболее часто встречающиеся формы используемых налоговых льгот: