Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Тенденции
— продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;
— содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;
— содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
— создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;
— освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
— содействие развитию производственной инфраструктуры.
Также иностранные инвестиции могут содействовать ускорению и росту транснациональных корпораций (ТНК) – это вполне нормальное явление, которое укладывается в тенденцию к интеграции национальных экономик и интернационализации хозяйственных связей. Хотя глобализация производства дает немалые экономические выгоды как самим ТНК, так и экономике различных стран. Тем не менее необходимо учесть, что существуют реальные опасения, связанные с непомерным ростом влияния ТНК на правительства, особенно небольших и малых стран.
Что касается ПИИ, то наряду с большим количеством положительных факторов, влияющих на экономику страны, привлечение ПИИ вызывает серьезные опасения, что передача иностранным корпорациям контроля за российскими минеральными ресурсами может привести к их оттоку за рубеж по необоснованно низким ценам, негативно скажется на потенциале собственного развития российской экономики. Реальная политика в отношении иностранных инвестиций должна строится исходя из трезвой оценки полного баланса их плюсов и минусов.
Важно помнить, что, оценивая перспективы капиталовложений, иностранный инвестор принимает в расчет четкость отдельных норм, практику использования подзаконных актов, наличие неясных или недостаточно однозначно отрегулированных вопросов, оперативность информации по нормативной базе инвестирования. При этом он оценивает не только текущее положение в стране, но и устойчивость традиции применения декларируемых государством положений и принципов и в этом смысле является весьма консервативным.
По мнению многих экспертов и фирм, в России сегодня неблагоприятны как инвестиционный климат страны, так и ее имидж. Данную ситуацию следует рассматривать как промежуточную, способную достаточно быстро измениться как в лучшую, так и в худшую сторону. Объективно, по мировым меркам инвестиционный климат России в настоящее время далеко не худший, а скорее средний. Однако его характерными чертами являются неоднородность, изменчивость и неустойчивость, что плохо влияет на имидж страны. Транснациональный бизнес часто выбирает для капиталовложений страны с не самыми привлекательными, но зато устойчивыми условиями деятельности. Поэтому, несмотря на высокие темпы экономического роста и формально благоприятный инвестиционный климат (с точки зрения налогового бремени и нормативно-правовых требований), продолжающиеся перемены в законодательстве и административной практике, нетранспарентность процесса принятия многих государственных решений и нестабильность прочих составляющих такого климата не обеспечивают нашей стране адекватного имиджа с точки зрения иностранных фирм.
С точки зрения иностранных предпринимателей, отношение российских властей к зарубежным инвестициям декларативно чрезвычайно благоприятно, фактически же стимулы и гарантии для иностранных инвестиций не удовлетворяют иностранных инвесторов. Власти не могут предложить не адекватной структурной политики, ни долгосрочных льгот (по налогам таможенному режиму, реинвестированию, репатриации прибылей и др.). Кроме того, они постоянно меняют «правила игры» в зависимости от изменения экономической и политической ситуации.