Статистика
Европейский бюджет Европейский бюджет
Европейский бюджет не перестает быть в центре внимания финансовых и экономических противоречий между странами-участницами.
Тенденции
Федеральным законом от 22 января 1996 г. «ОБ особой экономической зоне в Калининградской области» была создана СЭЗ «Янтарь». Целями создания СЭЗ «Янтарь» были ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области, повышение жизненного уровня области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, а также потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона. К сожалению, несмотря на дополнительные права и привилегии, предоставленные области в 1991-1995 гг., создание СЭЗ «Янтарь» оказалось малоэффективным. В результате практически все цели, сформированные при создании зоны, остались нереализованными.
Основные проблемы создания свободных экономических зон в России:
— отсутствие законодательной базы;
— слишком большие размеры СЭЗ, что делает их недостаточно привлекательными для возможных инвесторов, в том числе и иностранных;
— недостаточное финансирование со стороны государства;
— криминализация данного вида деятельности;
— запутанные финансовые схемы, не позволяющие следить за перемещением капитала.
Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала – самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. В тоже время наряду с положительными моментами участие иностранного капитала в развитии российской экономики вызвало ряд отрицательных последствий:
1) приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствовало не только разбазариванию невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей;
2) государственное регулирование процесса привлечения иностранного капитала слабо, отсутствует жесткий экологический контроль за действием ряда предприятий с иностранным капиталом;
3) участие западного капитала в приватизации государственной собственности при крайне заниженном курсе рубля позволило за бесценок скупить ряд важных объектов;
4) иностранные капиталовложения нередко используются как способ отмыва «грязных денег» из стран Запада.
Мировой опыт свидетельствует о том, что многие страны весьма осторожно использовали фактор привлечения иностранных инвестиций. Так, Япония, например, с самого начала строго концентрировала и ограничивала привлечение иностранного капитала. Огромные суммы она затрачивала на закупку иностранных лицензий для создания своей передовой технической экспортной базы. До сих пор объем ПИИ в Японии не велик, а открытие дверей иностранному капиталу происходит медленно. Следует подчеркнуть, усилия по привлечению ПИИ могут быть потрачены впустую, если не будет обеспечено их эффективное народнохозяйственное использование.
Необходим строгий контроль со стороны государства, а также доброжелательная политика для поддержки инвестиций в те отрасли и регионы, с которыми связаны стратегические экономические интересы.
Заключение.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:
— освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;